ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 122–128. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 122–128. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Галина Николаевна Скударёва1, Ирина Валентиновна Микитюк2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Аннотация. Современное общество ставит перед педагогами все более сложные задачи, требуя от них не только трансляции знаний, но и формирования личностных качеств обучающихся. В данном контексте педагогическая готовность к профессиональной деятельности приобретает ключевое значение. Чтобы успешно справиться с поставленными задачами, будущий учитель должен иметь к этому социально-личностные предпосылки. Разграничиваются виды формирования социально-личностных предпосылок педагогической готовности: персонально-личностные, коммуникативно-социальные, информационная грамотность. Так, персонально-личностные, создают основу знаний и ценностей у нового поколения. От них зависит успешность образовательного процесса и развитие личности каждого будущего учителя. Коммуникативно-социальные – это внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное социальное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения. Информационная грамотность представляется как знание новых цифровых технологий и умение ими владеть.

В статье раскрывается значение социально-личностных предпосылок в формировании педагогической готовности будущих учителей, описывается их взаимосвязь и влияние на успешность профессиональной деятельности. Предлагаются педагогические условия, создаваемые высшей школой для успешного формирования социально-личностных предпосылок педагогической готовности с целью дальнейшей организации будущими учителями профессиональной деятельности.

Ключевые слова: будущий учитель, педагогическая готовность, компетентность, социально-личностные предпосылки, педагогическая подготовка

Для цитирования: Скударёва Г.Н., Микитюк И.В. Формирование педагогической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности: социально-личностные предпосылки // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 122-128.

Original article

FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS: SOCIAL AND PERSONAL PREREQUISITES
Galina N. Skudareva1, Irina V. Mikityuk2

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Abstract. Modern society poses increasingly complex tasks for teachers, requiring them not only to transmit knowledge, but also to form the personal qualities of students. In this context, pedagogical readiness for professional activity acquires key importance. In order to successfully cope with the assigned tasks, the future teacher must have the social and personal prerequisites for this. The types of formation of social and personal prerequisites for pedagogical readiness are differentiated: personal and personal, communicative and social, information literacy. Thus, personal-personal ones create the basis of knowledge and values for the new generation. The success of the educational process and the development of the personality of each future teacher depend on them. Communicative-social are internal resources that ensure effective social interaction: roles, attitudes, stereotypes, knowledge, skills. Information literacy is presented as knowledge of new digital technologies and the ability to master them.

The article reveals the importance of social and personal prerequisites in the formation of the pedagogical readiness of future teachers, describes their relationship and influence on the success of professional activity. The pedagogical conditions created by higher education are proposed for the successful formation of social and personal prerequisites for pedagogical readiness for the purpose of further organization of professional activities by future teachers.

Keywords: future teacher, pedagogical readiness, competence, social and personal prerequisites, pedagogical training

For citation: SkudarevaG.N., Mikityuk I.V. Formation of pedagogical readiness for professional activity of future teachers: social and personal prerequisites // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 122–128.

Информация об авторах

Г.Н. Скударева – ректор Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики.

И.В. Микитюк – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

G.N. Skudareva – Rector of State University of Humanities and Technology, Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy.

I.V. Mikityuk – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 02.09.2023; одобрена после рецензирования 20.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 02.09.2023; approved after reviewing 20.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.