ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 71–80. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 71–80. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.018

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Алексей Александрович Майер1,2, Михаил Евгеньевич Гошин3, Ирина Александровна Лыкова⁴

¹Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593 
2Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия
3Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия, m.goshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7251-3938
⁴Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия lykova.i.a@mail.ru, https://orcid.org0000-0003-1951-0804

Аннотация. В статье приведен факторный анализ традиций семейного воспитания. Первая группа факторов изменения традиций семейного воспитания анализируется через призму ценностно-смысловых ориентиров родителей, что позволяет выделить 8 групп традиций: витальные; экологические; образовательные и познавательные; трудовые и профессиональные; социально-коммуникативные; культурные, художественно-эстетические, досуговые; гражданско-патриотические, национальные и духовно-нравственные. По каждой группе традиций приводятся конкретные практики, отражающие их возможную реализацию в семьях, что позволяет актуализировать компонент осознанного родительства в реализации семейного воспитания.

Вторая группа факторов, влияющих на традиции семейного воспитания, анализируется посредством представления об уровнях воспитательного потенциала семьи: знание (представление); отношение (ценность); поведение (традиция). Это позволяет актуализировать компонент ответственного родительства в реализации семейного воспитания.

Третья группа факторов оценивает состояние традиций, их реализацию с учётом различных компонентов и на различных уровнях воспитательного потенциала семей, в том числе, с опорой на возможности конкретной семьи и запрос родителей на сопровождение со стороны специалистов образовательных организаций, в которых обучаются дети. Это позволяет актуализировать компонент компетентного родительства в реализации семейного воспитания.

Целостная модель многофакторного анализа реализации традиций семейного воспитания отражает взаимодействие образовательных организаций с семьями, оказание им адресной социально-педагогической поддержки на основе реализации традиций семейного воспитания с учётом дифференциации представленности различных компонентов воспитательного потенциала семей на различных уровнях.

Ключевые слова: традиции семейного воспитания, ценности семьи, ценности воспитания, воспитательный потенциал семьи, формы реализации традиций семейного воспитания

Для цитирования: Майер А.А., Гошин М.Е., Лыкова И.А.Факторный анализ традиций семейного воспитания: социально-педагогический контекст // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 71-80.

Original article 

FACTOR ANALYSIS OF FAMILY EDUCATION TRADITIONS: SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT
Alexey A. Mayer1,2, Mikhail E. Goshin3, Irina A. Lykova⁴

1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593
2Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia
3Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, m.goshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7251-3938
⁴Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia

Abstract. The article provides a factor analysis of the traditions of family education. The first group of factors for changing the traditions of family education is analyzed through the prism of the value-semantic orientations of parents, which makes it possible to distinguish 8 groups of traditions: vital; ecological; educational and cognitive; labor and professional; socio-communicative; cultural, artistic and aesthetic, leisure; patriotic, national and moral. For each group of traditions, there are specific practices, reflecting their possible implementation in families.

The second group of factors influencing the traditions of family education is analyzed through the idea of the levels of the family’s educational potential: knowledge (representation); attitude (value); behavior (tradition).

The third group of factors assesses the state of traditions, their implementation, taking into account various components and at various levels of the educational potential of families, including based on the capabilities of a particular family and the request of parents for support from specialists of educational organizations in which children study. This makes it possible to update the component of competent parenthood in the implementation of family education.

The holistic model of multifactorial analysis of the implementation of family education traditions reflects the interaction of educational organizations with families, providing them with targeted socio-pedagogical support. This support is based on the implementation of family education traditions, taking into account the representation of various components at different levels of the educational potential of families.

Key words: family education traditions, family values, values of education, educational potential of the family, forms of implementation of the family education traditions

For citation: Mayer A.A., Goshin M.E., Lykova I.A.Factor analysis of family education traditions: social and pedagogical context // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 71–80.

Информация об авторах

А.А. Майер – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета, главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

М.Е. Гошин – кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

И.А. Лыкова – доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

Information about the authors

A.A. Mayer – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of  the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology, Chief Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

M.E. Goshin – Ph.D. of Chemistry, Leading Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

I.A. Lykova – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Chief Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

Статья поступила в редакцию 18.07.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 18.07.2023; approved after reviewing 02.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.


Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Изменения в традициях семейного воспитания и эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка» 122041900216-8 (номер для публикаций IMLY-2023-0003).