РОЛЬ ЛЕКЦИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 40–46. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 40–46. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378.147.31

РОЛЬ ЛЕКЦИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Галина Ивановна Дихтяренко

Донецкий государственный университет, Донецк, ДНР, Россия, galina.rubleva007@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечаетсязначимость лекций в учебно-воспитательном процессе ввысшей школе. Лекция – один из важнейших моментов передачи знаний, умений, навыков, опыта. Никакой учебник не может заменить живое слово лектора и непосредственное общение преподавателя и студента. Четкая расстановка акцентов имеет существенное значение для правильного восприятия слушателем представляемого материала. Активная самостоятельная работа студента осуществляется в различных формах – от изучения учебников до выполнения научно-исследовательских работ литературного или экспериментального характера. В этом плане нельзя не заметить, что слушание лекций при достаточной организации также должно являться для студента активным творческим процессом. В деле подготовки лекций у каждого лектора имеются свои собственные приёмы и методы разработки материалов. От научной эрудиции лектора, от его опыта, педагогического такта зависит правильный выбор подобранного материала, разумное определение его объема и места в лекциях. Значительное место в деятельности лектора занимает подготовка к чтению лекций. Культура речи лектора включает в себя чистоту языка, освобождение его от излишних вспомогательных слов и словечек – «слов-паразитов».

Ключевые слова: лекция, воспитание, учебный процесс,формы обучения, научность, систематичность, последовательность, система знаний, самостоятельная работа студента, мастерство педагога, ораторское искусство

Для цитирования: Дихтяренко Г.И. Роль лекций в учебно-воспитательном процессе в высшей школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 40-46.

Original article

THE ROLE OF LECTURES IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL
Galina I. Dichtyarenko

Donetsk State University, Donetsk, DPR, Russia, galina.rubleva007@yandex.ru

Abstract. The article notes the importance of lectures in the educational process in higher education. The lecture is one of the most important moments of the transfer of knowledge, skills, experience. No textbook can replace the living word of a lecturer and direct communication between a teacher and a student. A clear placement of accents is essential for the correct perception of the material presented by the listener. The student’s active independent work is carried out in various forms – from studying textbooks to performing research works of a literary or experimental nature. In this regard, it should be noted that listening to lectures with sufficient organization should also be an active creative process for the student. In the preparation of lectures, each lecturer has his own techniques and methods for developing materials. The right choice of the selected material, a reasonable definition of its volume and month depends on the scientific erudition of the lecturer, on his experience, pedagogical tact

Keywords: lecture, education, educational process, forms of education, scientific, systematic, consistent, knowledge system, independent work of a student, teacher’s skill, oratory

For citation: Dichtyarenko G.I. The role of lectures in the educational process in high school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 40–46.

Информация об авторе

Г.И. Дихтяренко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института педагогики Донецкого государственного университета.

Information about the author

G.I. Dikhtyarenko – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, the Institute of Pedagogy of Donetsk State University.

Статья поступила в редакцию 12.05.2023; одобрена после рецензирования 30.06.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 12.05.2023; approved after reviewing 30.06.2023; accepted for publication 26.09.2023.