РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 15–20. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 15–20. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.3

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Елена Борисовна Булавкина1, Татьяна Васильевна Тимохина2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1antigona06@mail.ru
2timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1255-5073

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного авторами теоретического исследования по развитию словаря младших школьников. Развитие активного и пассивного словаря у детей 6-8 лет сопровождается многочисленными трансформациями, актуальными, как для физиологической, так и личностной составляющей. Проведенное исследование позволило уточнить и актуализировать известные направления его развития на более новом, соответствующем современным условиям, уровне. Формирование и развитие словаря у детей младшего школьного возраста рассматривается как целенаправленный процесс, где обязательное участие принимает педагог, акцентирующий внимание учащихся на формировании умения применять конкретные слова в разных практических ситуациях. Так как построение ребенком устной или письменной речи основывается на том словарном запасе, который находится в его активном словаре, в работе современного учителя начальных классов так важно расширение его границ. В ходе исследования выявлены особенности развития словаря младших школьников в соответствии с динамикой их социализации и самореализации в коллективе класса. Уточнено понятие и основное содержание словарной работы. Сделаны выводы о необходимости координации педагогом словарного запаса ребенка на каждом этапе работы, закреплении сложных для восприятия и понимания детьми слов. Выявлены новые аспекты развития словарного запаса. Представлены и охарактеризованы основные задачи по осуществлению словарной работы учителем. В качестве результата проведенного исследования и многолетней школьной практики представлено выявление проблем развития словаря младших школьников и путей их решения.

Ключевые слова: младший школьник, речь, развитие словаря, обучающийся, учитель начальных классов, словарный запас, словарная работа

Для цитирования: Булавкина Е.Б., Тимохина Т.В. Развитие словаря младших школьников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 15-20.

Original article

DEVELOPMENT OF THE VOCABULARY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Elena B. Bulavkina1, Tatiana V. Timokhina2

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1antigona06@mail.ru
2timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1255-5073

Abstract. The article presents the results of a theoretical study carried out by the authors on the development of the vocabulary of junior schoolchildren. The development of an active and passive vocabulary in children aged 6-8 is accompanied by numerous transformations that are relevant for both the physiological and personal components. The study made it possible to clarify and update the known directions of its development at a newer level corresponding to modern conditions. The formation and development of a vocabulary in children of primary school age is considered as a purposeful process, where the teacher takes an obligatory part, focusing the attention of pupils on the formation of the ability to use specific words in different practical situations. Since the construction of a child’s oral or written speech is based on the vocabulary that is in his active dictionary, it is so important to expand his boundaries in the work of a modern primary school teacher. In the course of the study, the features of the development of the vocabulary of junior schoolchildren were revealed in accordance with the dynamics of their socialization and self-realization in the class team. The concept and main content of the vocabulary work are specified. Conclusions are drawn about the need for the teacher to coordinate the child’s vocabulary at each stage of work, fixing words that are difficult for children to perceive and understand. New aspects of vocabulary development are revealed. The main tasks for the implementation of vocabulary work by the teacher are presented and characterized. As a result of the study and many years of school practice, the identification of problems in the development of the vocabulary of junior schoolchildren and ways to solve them is presented.

Keywords: junior schoolchild, speech, vocabulary development, student, primary school teacher, vocabulary, vocabulary work

For citation: Bulavkina E.B., Timokhina T.V. Development of the vocabulary of junior schoolchildren // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 15–20.

Информация об авторах

Е.Б. Булавкина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Тимохина – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.B. Bulavkina — Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of the Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

T.V. Timokhina – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 21.08.2023; одобрена после рецензирования 09.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 21.08.2023; approved after reviewing 09.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.