МИФОЛОГИЯ ЗОНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Д. АНДРЕЕВА И В. ШАЛАМОВА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 190–197. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 190–197. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1.09:27

МИФОЛОГИЯ ЗОНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Д. АНДРЕЕВА И В. ШАЛАМОВА
Михаил Владимирович Яковлев

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, 79104310619@yandex.ru

Аннотация. Статья создана по материалам доклада на международной конференции в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН в Санкт-Петербурге и посвящена осмыслению многозначного образа зоны в художественном мире двух бывших политических заключенных Д.Л. Андреева и В.Т. Шаламова. Цель статьи заключается в определении художественных принципов, позволяющих интерпретировать социальный, психологический и духовный опыт писателей-узников в аспекте мифологического мышления. Конкретные задачи касаются сравнения и трактовки определенных художественных текстов в системе неомифологического творчества писателей второй половины ХХ века. Последовательный сопоставительный анализ творчества В.Т. Шаламова и Д.Л. Андреева не проводился. Однако между ними есть несомненная общность.  Оба писателя провели значительное время в местах лишения свободы, обретя особый духовный и философский опыт сопротивления системе ограничения свободы и подавления личности. Организация угнетения личности художественно трактуется писателями в близком «инфернальном» смысле. Проводятся параллели между «Божественной комедией» Данте, книгой «Русские боги» Д.Андреева и «лагерной прозой» и поэзией В.Шаламова.  Источником сопротивления демонической силе у писателей становится христианский гуманизм и субъективная вера в Спасителя. Общность в раскрытии инфернальной мифологии зоны и трагической христианской судьбы личности и народа в художественном пространстве В.Т. Шаламова и
Д.Л. Андреева является самобытным идейно-художественным феноменом, питаемым близкими апокалиптическими интуициями и личностным опытом художника-узника. Формой освобождения из адских сфер стало литературное творчество, вдохновленное христианской верой в личное спасение души, Спасителя и в духовное призвание русского народа.

Ключевые слова: Д. Андреев, В. Шаламов, свобода, зона, ад, символизм

Для цитирования: Яковлев М.В. Мифология зоны в художественном мире Д. Андреева и В. Шаламова // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 190-197.

Original article

THE MYTHOLOGY OF THE ZONE IN THE ART WORLD OF D. ANDREEV AND V. SHALAMOV
Mikhail V. Yakovlev

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia, 79104310619@yandex.ru

Abstract. The article was created based on the materials of a report at an international conference at the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences in St. Petersburg and is devoted to understanding the ambiguous image of the zone in the artistic world of two former political prisoners D.L. Andreev and V.T. Shalamov. The purpose of the article is to determine the artistic principles that allow interpreting the social, psychological and spiritual experience of prisoner writers in the aspect of mythological thinking. Specific tasks relate to the comparison and interpretation of certain literary texts in the system of neo-mythological creativity of writers of the second half of the twentieth century. A consistent comparative analysis of the works of V.T. Shalamov and D.L. Andreev was not carried out. However, there is an undeniable commonality between them. Both writers spent considerable time in prison, gaining a special spiritual and philosophical experience of resisting the system of restriction of freedom and suppression of personality. The organization of personal oppression is artistically interpreted by writers in a close «infernal» sense. Parallels are drawn between Dante’s «Divine Comedy», the book «Russian Gods» by D. Andreev and «camp prose» and poetry by V. Shalamov. The source of resistance to demonic power among writers is Christian humanism and subjective faith in the Savior. The commonality in revealing the infernal mythology of the zone and the tragic Christian fate of the individual and the people in the artistic space of V.T. Shalamov and D.L. Andreev is an original ideological and artistic phenomenon, fueled by close apocalyptic intuitions and the personal experience of the artist-prisoner. Literary creativity inspired by the Christian faith in the personal salvation of the soul, the Savior and the spiritual vocation of the Russian people became a form of liberation from the hellish spheres.

Keywords: D. Andreev, V. Shalamov, freedom, zone, hell, symbolism

For citation: Yakovlev M.V. The mythology of the zone in the art world of
D. Andreev and V. Shalamov // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 190–197.

Информация об авторе

М.В. Яковлев – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

M.V. Yakovlev – Doctor of Philology, Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 16.08.2023; одобрена после рецензирования 03.09.2023; принята к публикации 26.09.2023.
The article was submitted 16.08.2023; approved after reviewing 03.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.


Статья подготовлена по материалу доклада на международной конференции «В.Т.Шаламов и русская литература», Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербург, 22-24 сентября 2022 г.