К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 47–52. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 47–52. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [378.0116:37.015.3]: 004.9

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Оксана Владимировна Дудина1, Татьяна Валерьевна Горбунова 2

1,2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия,
1oxanadudina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7181-9716
2mishinatatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5725-4680

Аннотация. Актуальность данной работы обусловлена процессом цифровой трансформации, призванной усовершенствовать жизнедеятельность людей. Сегодня оцифровываются практически все сферы, в том числе и образование, которое является зоной повышенного внимания. Знание правил цифрового поведения в виртуальном пространстве становится неотъемлемой частью цифровой компетентности будущего педагога-психолога. В статье представлен анализ видения проблемы цифровой этики в современном обществе в условиях цифровой трансформации. На основе обзора научной педагогической литературы авторами уточнено понятие «цифровая этика педагога-психолога». Для определения уровня сформированности цифровой этики у будущих педагогов-психологов выделили три индикатора: знание правил поведения в цифровом пространстве; способность саморегуляции психоэмоционального состояния; способность взаимодействовать с участниками образовательного процесса. В качестве диагностического инструментария были использованы: тестирование, опрос, кейс-метод. В исследовании принимали участие научные волонтеры, студенты 2 и 3 курсов психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» – будущие педагоги-психологи. В статье представлены результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Полученные данные свидетельствуют эффективность разработанного нами спецкурса «Цифровая компетентность педагога-психолога». Материал статьи может быть полезен для изучения цифровой этики в датацентричном мире.

Ключевые слова: цифровая этика, компьютерная этика, информационная этика, цифровая культура, психоэмоциональная саморегуляция, правила цифрового общения, цифровое взаимодействие, участники образовательного процесса, индикатор достижения компетенций

Для цитирования: Дудина О.В., Горбунова Т.В. К вопросу о цифровой этике будущих педагогов-психологов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 47–52.

Original article

ON ТНЕ QUESTION OF DIGITAL ETHICS OF FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST
Oksana V. Dudina1, Tatyana V. Gorbunova 2

1,2I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
1oxanadudina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7181-9716
2mishinatatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5725-4680

Abstract. The relevance of this work is due to the process of digital transformation, designed to improve people’s life. Today, almost all spheres are digitized, including education, which is a zone of increased attention. Knowing the rules of digital behavior in the virtual space becomes an integral part of the digital competence of the future teacher-psychologist. The article presents an analysis of the vision of the problem of digital ethics in modern society in the context of digital transformation. Based on the review of scientific pedagogical literature, the authors clarified the concept of “digital ethics of a teacher-psychologist”. To determine the level of the formation of digital ethics in future psychologists, three indicators were identified: knowledge of the rules of conduct in digital space; the ability of self-regulation of a psychoemotional state; the ability to interact with participants in the educational process. As a diagnostic tool, testing, survey, case method were used. The study was attended by scientific volunteers, students of the 2nd and 3rd years of the Psychological and Pedagogical faculty of the Federal State Budgetary Institution “CHPU named after I. Yakovlev” – future psychologists. The article presents the results of the diagnosis obtained at the ascertaining and control stages of the experiment. The data obtained indicate the effectiveness of the special course “Digital competence of the teacher-psychologist” that we have developed. The material of the article can be useful for studying digital ethics in the data-centric world.

Keywords: digital ethics, computer ethics, information ethics, digital culture, psycho-emotional self-regulation, digital communication rules, digital interaction, participants in the educational process, indicator of the achievement of competencies

For citation: Dudina O.V., Gorbunova T.V. On тне question of digital ethics of future educational psychologist // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 47–52.

Информация об авторах

О.В. Дудина – аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Т.В. Горбунова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Information about the authors

O.V. Dudina – a postgraduate student of the Chair of Pedagogy and Рsychology, I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

T.V. Gorbunova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Primary Education, I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 05.07.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 05.07.2023; accepted for publication 26.09.2023.