ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 53–58. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 53–58. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.3:81`342.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рания Геннадьевна Измайлова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, kafedra.pedfak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0713-0476

Аннотация. В статье представлены результаты проведенного в 2022-2023 учебном году исследования по интонационному оформлению высказывания у детей с нормальным речевым развитием в условиях начальных классов 12 образовательных организаций Московской области. Всего в исследовании участвовали 37 педагогов начального образования и 923 ребенка 7-12 лет. В теоретическом плане подчеркнута особая роль изучения развития интонационной стороны речи у младших школьников, способная значительно увеличить объем сообщенного материала, отношение к нему ребенка в передаче особых дополнительных подтекстов и смыслов речевому высказыванию. Представлены результаты изучения научно-практической и справочной литературы по интонированию, развитию просодических компонентов речи и методических рекомендаций по их формированию с анализом трудностей младших школьников в смысловом и эмоциональном оформлении фраз. Проанализированы задания и характерные для младших школьников ошибки по интонационному оформлению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Выявлены нарушения интонационно-выразительной стороны речи, которые проявляются в нарушениях тембра, высоты и силы голоса, мелодики, темпа, паузации, модуляций голоса, ритма, логического ударения, речевого дыхания. Полученные данные сравнены с аналогичными исследованиями. Сделаны выводы о недостатках просодической стороны речи, её интонационного оформления в той или иной мере, которые наблюдаются фактически у всех детей; о необходимости организации специальной, планомерной и последовательной работы с младшими школьниками над интонационным оформлением высказываний.

Ключевые слова: начальная школа, речевое развитие, интонационное высказывание, исследование, констатирующий этап, педагоги, обучающиеся

Для цитирования: Измайлова Р.Г. Исследование интонационного оформления высказываний у детей младшего школьного возраста // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3.
С. 53-58.

Original article

A STUDY OF THE INTONATION FORMING OF STATEMENTS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Rania G. Izmailova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, kafedra.pedfak@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0713-0476  

Abstract. The article presents the results of a study conducted in the 2022-2023 academic year on the intonation design of statements in children with normal speech development in primary school conditions of 12 educational institutions of the Moscow region. In total, 37 primary education teachers and 923 children aged 7-12 participated in the study. In theoretical terms, the special role of studying the development of the intonational side of speech in junior schoolchildren is emphasized, which can significantly increase the amount of reported material, the child’s attitude towards it in the transfer of special additional subtexts and meanings to a speech statement. The results of the study of scientific, practical and reference literature on intonation, the development of prosodic components of speech and methodological recommendations for their formation with an analysis of the difficulties of junior pupils in the semantic and emotional formulation of phrases are presented. The tasks and intonation errors typical for junior schoolchildren at the ascertaining stage of experimental work are analyzed. Violations of the intonation-expressive side of speech were revealed, which manifest themselves in violations of timbre, pitch and strength of the voice, melody, tempo, pause, voice modulations, rhythm, logical stress, speech breathing. The obtained data are compared with similar studies. Conclusions are drawn about the shortcomings of the prosodic side of speech, its intonational design to one degree or another, which are observed in virtually all children; about the need to organize special, systematic and consistent work with junior pupils on the intonational design of statements.

Keywords: primary school, speech development, intonation statement, research, ascertaining stage, teachers, pupils

For citation: Izmailova R.G. A study of the intonation forming of statements in children of primary school age // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 53–58.

Информация об авторе

Р.Г. Измайлова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

R.G. Izmailova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 19.06.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 19.06.2023; approved after reviewing 02.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.