ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ «МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Э.Н. УСПЕНСКОГО

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 178–183. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 178–183. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-31.09

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ «МЕХОВОЙ ИНТЕРНАТ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА Э.Н. УСПЕНСКОГО
Сергей Николаевич Роман

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Аннотация. В статье рассматривается значение повести «Меховой интернат» для эволюции художественного мира Э.Н. Успенского. Эта повесть сама по себе уже являлась объектом научного рассмотрения, однако данная цель реализуется в литературоведении впервые и приобретает особенную актуальность в связи с ростом интереса к творчеству классика отечественной детской литературы, Автор характеризует художественное своеобразие ранних повестей Э.Н. Успенского, показывающих сказочные миры, специфика которых во многом обусловлена характером поведения ребёнка при общении со своими игрушками (недоступность мира для взрослых, слабая связь с фактическими реалиями, ограниченное количество активных персонажей).  В период перестройки Успенский создаёт ряд художественных произведений, лишённых сказочных элементов, критически отображающих быт в СССР. Сатирическая направленность сохраняется и в поздних произведениях автора, в которых сказочность сочетается с большим количеством шуток, нацеленных на взрослого читателя. Повесть «Меховой интернат», опубликованная в 1989 году и являющаяся расширенной версией повести «Девочка-учительница» (1984), становится первой попыткой автора в равной мере сочетать сатирические и сказочные элементы в рамках одного произведения, в котором доминируют шутки, доступные детской аудитории. Совокупность этих особенностей позволяет повести, соединяющей черты раннего и позднего творчества автора, выдержать множество переизданий и войти в золотой фонд отечественной детской литературы.

Ключевые слова: детская литература, повесть-сказка, сатира, эволюция художественного творчества, перестройка

Для цитирования: Роман С.Н.  Значение повести «Меховой интернат» для развития художественного мира Э.Н. Успенского // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 178–183.

Original article 

THE SIGNIFICANCE OF THE STORY «THE FUR BOARDING SCHOOL» FOR THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC WORLD OF E.N. USPENSKY
Sergey N. Roman

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Abstract. The article considers the significance of the story «Тhe Fur boarding school» for the evolution of the artistic world of E.N. Uspensky. This story itself has already been an object of scientific consideration, however, this goal is being realized in literary criticism for the first time and is of particular relevance due to the growing interest in the work of the classic of Russian children’s literature. The author characterizes the artistic originality of the early stories of E. N. Uspensky, showing fairy-tale worlds, the specificity of which is largely due to the nature of the child’s behaviour when communicating with his toys (the inaccessibility of the world for adults, a weak connection with the actual realities, a limited number of active characters). During the period of perestroika, Uspensky creates a number of works of art, devoid of fairy-tale elements, critically reflecting the life in the USSR. The satirical orientation is preserved in the later works of the author, in which fabulousness is combined with a large number of jokes aimed at an adult reader. The novel «The Fur boarding school», published in 1989 and being an expanded version of the story «The Girl Teacher» (1984), becomes the author’s first attempt to combine satirical and fairy-tale elements in equal measure within one work, which is dominated by jokes accessible to a children’s audience. The combination of these features allows the story, which combines the features of the author’s early and late works, to withstand many reprints and enter the golden fund of Russian children’s literature.

Keywords: children’s literature, fairy tale story, satire, evolution of artistic creativity, perestroika

For citation: Roman S.N. The significance of the story «the fur boarding school» for the development of the artistic world of E.N. Uspensky // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 178–183.

Информация об авторе

С.Н. Роман – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.N. Roman– Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of  History and Humanities, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 29.06.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 29.06.2023; approved after reviewing 02.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.