ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 109–115. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 109–115. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [378:373.3-057.1:37.018.26]:37.01

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ: НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ
Мария Валентиновна Рудь

Луганский государственный педагогический университет, Луганск, ЛНР, maria-rud_73@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0009-0007-1124-4181

Аннотация. В статье рассмотрены и обоснованынаучно-теоретические подходы к изучению проблемы профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей. Цель статьи состоит в раскрытии научных подходов, которые выступают базовыми, основными методологическими ориентирами проблемы исследования. Рассматриваются особенности, структура, компонентов научных подходов представленных на философском, психологическом и педагогическом уровнях. Главное внимание в статье уделяется методологическим, теоретическим и технологическим характеристикам рассматриваемых научных подходов.

По нашему мнению, проблему формирования профессиональной готовности учителя начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей, возможно, разрешить, если общей стратегией исследования выступают интеграционный, личностно-развивающий и отношенческий подходы. Методологическую основу проблемы исследования составили положения философии, социологии, психологии и педагогики, заключающиеся в концептуальных положениях интегративного, личностно-развивающего и отношенческого подходов.

Интеграционный подход трактуется нами как процесс и результат интеграционных новообразований социально-педагогической среды, которая обладает системными качествами партнёрского взаимодействия, механизмами взаимосвязи и применения воспитательных функций семьи образовательных организаций.

Личностно-развивающий подход ориентирует нас на личностное и профессиональное развитие студентов, что изменяет субъектность будущего учителя начальных классов на всех этапах профессионального воспитательного процесса.

Отношенческий подход означает для нас чёткое понимание и принятие основным содержанием воспитания и обучения студентов формирование у них системы социальных отношений к ученикам и их семьям.

Ключевые слова: подход, методологический подход, интегративный подход, личностно-ориентированный, личностно-развивающий подход, отношенческий подход

Для цитирования: Рудь М.В. Готовность будущих учителей начальных классов к социально-педагогическому взаимодействию с семьей: научные подходы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 109-115.

Original article

READINESS OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH THE FAMILY: SCIENTIFIC APPROACHES
Maria V. Rud

Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, LNR, maria-rud_73@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid ?orcid=0009-0007-1124-4181

Abstract. The article considers and substantiates scientific and theoretical approaches to the study of the problem of professional readiness of future primary school teachers for socio-pedagogical interaction with the family. The purpose of the article is to reveal scientific approaches that act as the basic, main methodological guidelines of the research problem. The features, structure, components of scientific approaches presented at the philosophical, psychological and pedagogical levels are considered. The main attention in the article is paid to the methodological, theoretical and technological characteristics of the considered scientific approaches.

The methodological basis of the research problem was the provisions of philosophy, sociology, psychology and pedagogy, which consist in the conceptual provisions of integrative, personality-developing and relational approaches. The integration approach is interpreted by us as a process and result of integration neoplasms of the socio-pedagogical environment, which has systemic qualities of partnership interaction, mechanisms of interrelation and application of educational functions of the family of educational organizations. The personal development approach focuses us on the personal and professional development of students, which changes the subjectivity of the future primary school teacher at all stages of the professional educational process. The relational approach means for us a clear understanding and acceptance of the main content of the education and training of students, the formation of their system of social relations with students and their families.

Keywords: approach, methodological approach, integrative approach, personality-oriented, personality-developing approach, relational approach

For citation: Rud M.V.Readiness of future primary school teachers for social and pedagogical interaction with the family: scientific approaches // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 109–115.

Информация об авторе

М.В. Рудь – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, директор института педагогики и психологии Луганского государственного педагогического университета.

Information about the author

M.V. Rud – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Primary Education, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology, Lugansk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 02.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.