ВОЗМОЖНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТЕОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 136–145. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 136–145. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:[94+30]:[37.015.3+159.923.2]

ВОЗМОЖНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ТЕОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Ольга Федоровна Турянская1, Людмила Николаевна Давыдова2, Денис Михайлович Писаный3

1,2,3Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия
1turjanskof@mail.ru
2lugena2003@mail.ru
3mypostdmp@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу возможностей имплементации теории идентичности в практику преподавания социально-гуманитарных предметов (на примере истории и обществознания). Проанализированы важные тенденции осмысления категории «Идентичность» в зарубежной психологической науке (в частности, во взглядах Э. Эриксона, А. Маслоу, Э. Фромма и Г. Тэджфела). Выделены значимые аспекты осмысления процессов самопознания, самосознания и самовыражения личности, которые позже легли в основу отечественной теории идентичности (в том числе концепции Л.И. Божович, Г.Г. Дилигенского и Л.Б. Шнейдер). Показано, как включение категории «Идентичность» в нормативные документа, определяющие содержание образования, повлияло на расстановку приоритетов в целях образования.

Важнейшими целями, по мнению авторов, являются воспитание гражданина, воспитание компетентной личности и воспитание «человека культуры». Показана важность актуализации эмоциональной сферы учеников при усвоении нравственно-эстетических смыслов программного материала, охватывающего разные сферы жизни (экономику, политику, культуру, природу, право и др.). Представлена авторская классификация методов и средств обучения, соответствующих информационному, операционному, творчески поисковому, ценностно-смысловому и коммуникативному компонентам содержания образования. Приведены примеры соответствующих заданий для школьников. Показано органическое единство целей, содержания, методов и средств обучения в рамках личностно ориентированного подхода. Вследствие применения данной модели на практике происходит формирование социокультурной идентичности личности, что является важнейшим психологическим результатом обучения.

Ключевые слова: теория идентичности, социокультурная идентичность, психология, цели воспитания, школьное образование, средства обучения, история, обществознание, ценностно-смысловая деятельность, образ Я

Для цитирования: Турянская О.Ф., Давыдова Л.Н., Писаный Д.М. Возможности имплементации теории идентичности в практику преподавания социально-гуманитарных предметов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 3. С. 136-145.

Original article

THE POSSIBILITIES OF IMPLEMENTATION OF THE IDENTITY THEORY TO THE TEACHING PRACTICE OF THE SOCIAL-HUMANITARIAN SUBJECTS
Olga F. Turyanskaya1, Lyudmila N. Davydova2, Denis M. Pisanyi3

1,2,3 Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia
1turjanskof@mail.ru
2lugena2003@mail.ru
3mypostdmp@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the analysis of the possibilities of implementing the theory of identity in the practice of teaching social and humanitarian subjects (on the example of history and social studies). The article analyzes important trends in the understanding of the category «Identity» in foreign psychological science (in particular, in the views of E. Erickson, A. Maslow, E. Fromm and G. Tegefel). Significant aspects of understanding the processes of self-knowledge, self-awareness and self-expression of personality, which later formed the basis of the national theory of identity (including the concepts of L.I. Bozhovich, G.G. Diligensky and L.B. Schneider) are highlighted. It is shown how the inclusion of the category «Identity» in the normative documents defining the content of education affected the prioritization of education.

The most important goals, according to the authors, are the upbringing of a citizen, the upbringing of a competent personality and the upbringing of a «man of culture». The importance of actualization of the emotional sphere of pupils in the assimilation of ethic and esthetic meanings of program material covering different spheres of life (economics, politics, culture, nature, law, etc.) is shown. The author’s classification of teaching methods and tools corresponding to information, operational, creative search, value-semantic and communicative components of the content of education is presented. Examples of relevant tasks for schoolchildren are given. The organic unity of goals, content, methods and means of teaching within the framework of a personality-oriented approach is shown. As a result of the application of this model in practice, the socio-cultural identity of the individual is formed, which is the most important psychological result of training.

Keywords: the theory of identity, socio-cultural identity, psychology, the goals of education, school education, learning tools, history, social studies, value-semantic activity, the image of the Self

For citation: Turyanskaya O.F., Davydova L.N., Pisany D.M. The possibilities of implementation of the identity theory to the teaching practice of the social-humanitarian subjects // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 3. P. 136–145.

Информация об авторах

О.Ф. Турянская – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Луганского государственного педагогического университета.

Л.Н. Давыдова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Луганского государственного педагогического университета.

Д.М. Писаный – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества Луганского государственного педагогического университета.

Information about the authors

O.F. Turyanskaya – Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Pedagogy, Lugansk State Pedagogical University.

L.N. Davydova– Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy, Lugansk State Pedagogical University.

D.M. Pisanyi – Ph.D. of historical sciences, Associate Professor of the Chair the Native History, Lugansk State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 05.07.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 26.09.2023. 
The article was submitted 05.07.2023; approved after reviewing 02.09.2023; accepted for publication 26.09.2023.


Результаты, изложенные в статье, получены при реализации внутривузовского проекта ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» на кафедре истории Отечества.