ТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ Э.Н. УСПЕНСКОГО «ЛЖЕДМИТРИЙ ВТОРОЙ, НАСТОЯЩИЙ»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 193–198. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 193–198. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-311.6.09:37

ТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ Э.Н. УСПЕНСКОГО «ЛЖЕДМИТРИЙ ВТОРОЙ, НАСТОЯЩИЙ»

Сергей Николаевич Роман
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Аннотация. В статье рассматривается специфика раскрытия темы обучения и воспитания в романе Э.Н. Успенского «Лжедмитрий Второй, настоящий». Данное произведение никогда не являлось объектом литературоведческого анализа, однако в наши дни его исследование является актуальным как в контексте роста интереса к творческому наследию классика отечественной детской литературы, так и в связи со своеобразной перекличкой, возникающей между идеями, выраженными в романе, и политическими и культурными событиями, происходящими в настоящее время в России и западном мире, Образы царевича Дмитрия Угличского и Лжедмитрия Первого в романе имеют крайне слабую связь со своими историческими прототипами. Эта трансформация, при которой русский святой демонстрируется как злобное, безумное существо, а государь, пытавшийся осуществить ряд реформ, нацеленных на развитие экономики страны, показывается исключительно как лишённый возможности действовать, запуганный человек у власти, испытывающий презрение ко всему русскому, хотя и носит довольно спорный с точки зрения этики характер, нацелена на воплощение главной художественной идеи произведения. Тема воспитания детей является одной из главных в творчестве Эдуарда Успенского, однако в данном романе в отличие от ранних работ показывается деградация личности: европейская модель воспитания и обучения, напрямую нацеленная на формирование у Лжедмитрия Первого русофобии, лишает его возможности для улучшения жизни в стране, сближает с безумным царевичем, делает поступки обоих персонажей одинаково губительными для России.

Ключевые слова: исторический роман, русофобия, обучение, воспитание, Смутное время

Для цитирования: Роман С.Н. Тема обучения и воспитания в романе Э.Н. Успенского «Лжедмитрий Второй, настоящий» // Вестник Государст-венного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 193–198.

Original article 

THEME OF TRAINING AND EDUCATION IN THE NOVEL BY E.N. USPENSKY «FALSE DMITRY THE SECOND, THE REAL»

Sergey N. Roman
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Abstract. The article considers the specifics of the disclosure of the theme of training and education in the novel by E.N. Uspensky “False Dmitry the Second, the real one.” This work has never been the object of literary analysis, but today its study is relevant both in the context of growing interest in the creative heritage of the classic of Russian children’s literature, and in connection with the peculiar echo that arises between the ideas expressed in the novel and political and cultural events currently taking place in Russia and in the Western world, the images of Tsarevich Dmitry of Uglich and False Dmitry the First in the novel have an extremely weak connection with their historical prototypes. This transformation, in which the Russian saint is shown as an evil, insane creature, and the sovereign, who tried to implement a series of reforms aimed at developing the country’s economy, is shown solely as an incapacitated, intimidated person in power, who has contempt for everything Russian, although he wears a rather ethically controversial in nature, aimed at embodying the main artistic idea of the work. The theme of raising children is one of the main ones in the works of Eduard Uspensky, however, in this novel, unlike earlier works, the degradation of personality is shown: the European model of education and training, directly aimed at creating Russophobia in False Dmitry the First, deprives him of the opportunity to improve life in the country, brings closer with a mad prince, makes the actions of both characters equally destructive for Russia.

Keywords: historical novel, Russophobia, training, education, Time of Troubles

For citation: Roman S.N. Theme of training and education in the novel by E.N. Uspensky «False Dmitry the second, the real» // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 193–198.

Информация об авторе

С.Н. Роман– кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.N. Roman– Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the History and Humanities, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 08.02.2024; одобрена после рецензирования 05.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 08.02.2024; approved after reviewing 05.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.