ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 155–162. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 155–162. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Татьяна Васильевна Тимохина1, Ирина Анатольевна Ахметшина2
1Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
2Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Москва, Россия
1timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0003-1255-5073
2 irinaleto79@bk.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-1316-3891

Аннотация. В статье рассматривается поведение подростков в контексте взаимосвязи таких черт характера, как агрессивность и общительность. Приведены результаты теоретического исследования научно-психологической литературы, рассматривающей агрессивность и развитие социальных отношений, их влияние на развитие коммуникативных способностей подростков и структуру их личности. На сегодняшний день значительное число подростков по причине нарушений коммуникативных навыков, переживаний различных стрессовых ситуаций в условиях семьи и школьного обучения, склонны проявлять вербальную и физическую агрессию, не имея возможности управлять собственным гневом. Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, что при высоких показателях общительности подростков установлена обратная взаимосвязь с проявлениями вербальной, физической, предметной и эмоциональной агрессии. Наиболее тесная взаимосвязь отмечена при склонности подростков к прямой вербальной, физической агрессии с низкими показателями общительности, коммуникабельности. Несмотря на то, что большинство участников исследования характеризуются низким уровнем агрессии, значительное число подростков нуждается в психолого-педагогической помощи по развитию у них навыков общения с другими людьми, снижения агрессивности, повышения стрессоустойчивости и самоконтроля. Сделан вывод о необходимости поиска эффективным форм и методов коррекции агрессии посредством совершенствования навыков общительности в подростковом возрасте.

Ключевые слова: обучающиеся, подростковый возраст, агрессивность, общительность, коммуникативные способности, взаимосвязь

Для цитирования: Тимохина Т.В., Ахметшина И.А. Взаимосвязь агрессивности и общительности в подростковом возрасте // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 155–162.

Original article

THE RELATIONSHIP OF AGGRESSIVENESS AND SOCIABILITY IN ADOLESCENCE

Tatyana V. Timokhina1, Irina A. Akhmetshina2
1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
2Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russia
1timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0003-1255-5073
2irinaleto79@bk.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-1316-3891

Abstract. The article considers the behavior of adolescents in the context of the relationship between character traits such as aggressiveness and sociability. The results of a theoretical study of scientific and psychological literature examining aggressiveness and the development of social relationships, their influence on the development of adolescents’ communicative abilities and the structure of their personality are presented. Today, a significant number of adolescents, due to impaired communication skills, experiences of various stressful situations in the family and school environment, tend to show verbal and physical aggression, unable to control their own anger. The experimental study showed that with high levels of sociability among adolescents, an inverse relationship was established with manifestations of verbal, physical, objective and emotional aggression. The closest relationship was observed with adolescents’ tendency to engage in direct verbal and physical aggression and with low indicators of sociability and sociability. Despite the fact that the majority of study participants are characterized by a low level of aggression, a significant number of adolescents need psychological and pedagogical assistance to develop their communication skills with other people, reduce aggressiveness, increase stress resistance and self-control. It is concluded that it is necessary to find effective forms and methods for correcting aggression by improving sociability skills in adolescence.

Keywords: students, adolescence, aggressiveness, sociability, communication skills, relationship

For citation: Timokhina T.V., Akhmetshina I.A. The relationship of aggressiveness and sociability in adolescence // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 155–162.

Информация об авторах

Т.В. Тимохина– доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

И.А. Ахметшина– кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

Information about the authors

T.V. Timokhina– Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology. I.A. Akhmetshina– Ph. D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Vocational Education K.G. Razumovsky Moscow State University of technologies and management (the First Cossak University).

Статья поступила в редакцию 13.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 13.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 20.03.2024.