ЧЕМПИОНАТНЫЙ ФОРМАТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 49–54. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 49–54. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 371

ЧЕМПИОНАТНЫЙ ФОРМАТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Анфиса Григорьевна Залялова1, Эльмира Эдуардовна Ульянова2

1Казанский педагогический колледж, Казань, Россия kazpedkolledg@bk.ru
2Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань, Россия, ulianovaelm@mail.ru

Аннотация. В статье описывается механизм реализации системы наставничества в Казанском педагогическом колледже; применение разных форм наставничества для эффективности работы системы и  раскрытия потенциала каждого участника, привлекая  не только молодых педагогов и вновь пришедших специалистов, но и студентов, работодателей, носителей компетенций и коллег по сетевому взаимодействию; организация различных форм наставнических отношений, таких как педагог-педагог, педагог-молодой специалист, педагог-студент, студент-студент, педагог СПО-воспитатель ДОО, педагог СПО-учитель начальных классов. Анализируются неизбежно возникающие проблемы работы системы наставничества, такие как: формальность внедрения, размытая регламентация, коммуникативные барьеры, подавление самостоятельности и инициативности молодых педагогов, профессиональное выгорание и педагогическая перегрузка наставников, неопределенность мер ответственности и т.д. Транслируется эффективность взаимодействия наставнических пар, групп и профессиональных сообществ в формате детского конкурсно-игрового межрегионального чемпионата Юный мастер (Babyskills), разработанного специалистами колледжа в 2016 году в рамках гранта Министерства Образования и Науки Республики Татарстан и реализуемого профессиональным педагогическим сообществом на основании заключенных договоров (более 70) сетевого взаимодействия с ДОО, ОО, СПО, ВУЗами, Департаментами и Отделами образования из 38 регионов Российской Федерации РФ в течение семи лет.

Ключевые слова: система наставничества, формы наставничества, опыт педагогического коллектива, детский чемпионат Юный мастер

Для цитирования: Залялова А.Г., Ульянова Э.Э. Чемпионатный формат как эффективный инструмент наставничества в педагогической деятельности образовательных организаций // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 49–54.

Original article

CHAMPIONSHIP FORMAT AS AN EFFECTIVE TOOL FOR MENTORING IN THE PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Anfisa G. Zalyalova1 , Elmira E. Ulyanova2

1Kazan Pedagogical College, Kazan, Russia, kazpedkolledg@bk.ru
2Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia, ulianovaelm@mail.ru

Abstract. The article describes the mechanism for implementing the mentoring system at  Kazan Pedagogical College, as well as the use of different forms of mentoring for the effectiveness of the system and the disclosure of the potential of each participant, attracting not only young teachers and newly arrived specialists, but also students, employers, holders of competencies and colleagues in network interaction, as well as the organization of various forms of mentoring relations, such as teacher-teacher, teacher-young specialist, teacher-student, student-student, teacher of SPO-educator of DO, teacher of SPO-teacher of primary classes. Inevitably emerging problems of the mentoring system are analyzed, such as: formality of implementation, blurred regulation, communication barriers, suppression of the independence and initiative of young teachers, professional burnout and pedagogical overload of mentors, uncertainty of responsibility measures, etc. The effectiveness of interaction between mentoring couples, groups and professional communities is broadcast in the format of the children’s competition and game interregional championship Young Master (Babyskills), developed by the college specialists in 2016 under a grant from the Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan and implemented by the professional pedagogical community on the basis of concluded contracts (more than 70) network interaction with DOE, OO, SPO, universities, Departments and Education Departments from 38 regions of the Russian Federation for seven years.

Key words: system of mentoring, forms of mentoring, experience of pedagogical team, children’s championship Young master

For citation: Zalyalova A.G., Ulyanova E.E. Championship format as an effective tool for mentoring in the pedagogical activities of educational organizations // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 49–54.

Информация об авторах

А.Г. Залялова – кандидат педагогических наук, директор Казанского педагогическиого колледжа

Э.Э. Ульянова – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, практической психологии и педагогики Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова

Information about the authors

A. G. Zalyalova – Ph.D. of Pedagogy, Director of Kazan Pedagogical College.

E. E. Ulyanova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of General Psychology, Practical Psychology and Pedagogy of Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov.

Статья поступила в редакцию 27.11.2023; одобрена после рецензирования 09.12.2023; принята к публикации 20.12.2023.  The article was submitted 27.11.2023; approved after reviewing 09.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.