ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 66–73. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 66–73. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.016:811]:028

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И СТРАТЕГИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Ирина Евгеньевна Красилова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
irinakrasilova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8187-7880

Аннотация. Успех реализации программ общего образования в нашей стране в значительной степени определяется по готовности учащихся применять в реальных жизненных условиях полученные в школе знания, умения и навыки. В связи с этим актуальным является вопрос формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций. Одним из ключевых компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Ее формирование на среднем этапе обучения в школе имеет особое значение, учитывая специфику подросткового периода. В данной статье дан анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной образовательной программы основного общего образования и Федеральной рабочей программы по «Иностранному (английскому) языку» для 5-9 классов в той их части, которая имеет отношение к формированию читательской грамотности. Таким образом определяется вклад данного школьного предмета в формирование читательской грамотности в средних классах общеобразовательных организаций.  Для решения связанных с этим задач на уроках иностранного языка успешно применяется стратегиальный подход. Стратегии чтения можно рассматривать как путь, программу действий читателя по обработке различной информации, содержащейся в тексте.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, стратегия, стратегиальный подход, чтение, результат обучения

Для цитирования: Красилова И.Е. Функциональная грамотность и стратегиальный подход к обучению учащихся средних классов чтению на иностранном языке // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 66–73.

Original article

FUNCTIONAL LITERACY AND STRATEGIC APPROACH TO TEACHING MIDDLE SCHOOL STUDENTS TO READ IN A FOREIGN LANGUAGE

Irina Y. Krasilova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
irinakrasilova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8187-7880

Abstract. The success of the implementation of general education programs in our country is largely determined by the willingness of students to apply the knowledge, skills and abilities acquired at school in real life conditions. In this regard, the issue of the formation of functional literacy of students of educational organizations is relevant. One of the key components of functional literacy is reading literacy. Its formation at the middle stage of schooling is of particular importance, given the specifics of adolescence. This article analyzes the Federal State Educational Standard of basic General Education, the Federal Educational Program of Basic General Education and the Federal Work Program on «Foreign (English) language» for grades 5-9 in that part of them that is related to the formation of reading literacy. Thus, the contribution of this school subject to the formation of reading literacy in the middle classes of general education organizations is determined. A strategic approach is successfully applied to solve related tasks in foreign language lessons. Reading strategies can be considered as a way, a reader’s program of actions for processing various information contained in the text.

Keywords: literacy, functional literacy, strategy, strategic approach, reading, learning outcome

For citation: Krasilova I.Y. Functional literacy and strategic approach to teaching middle school students to read in a foreign language // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 66–73.

Информация об авторе

И.Е. Красилова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

I.Y. Krasilova – Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Chair of English, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 18.11.2023; одобрена после рецензирования 05.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 18.11.2023; approved after reviewing 05.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.