ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 117–123. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 117–123. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Галина Николаевна Скударёва1, Ирина Валентиновна Микитюк2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования педагогической готовности будущего учителя. Задачей высшей школы сегодня является не только повышение качества подготовки будущих учителей, но и их ориентация на трудовую деятельность по профессии, нацеленность на подготовку мотивированного будущего учителя, получившего за время обучения опыт профессиональной деятельности. Раскрывается понятие «педагогическая готовность к профессиональной деятельности будущего учителя» как комплексное качество субъекта данной деятельности, включающее мотивацию к профессии, развитие личности, его нравственные и этические взгляды, а также профессиональные компетенции. Изучение основных подходов к профессиональной деятельности, позволило определить систему педагогических условий, создаваемую высшей школой с целью эффективного формирования педагогической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Анализируются смыслонаполнение понятия «педагогические условия» как совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Обусловлено, что при конструировании рабочей программы дисциплины, как одного из педагогических условий, преподавателю необходимо ориентироваться на профессиональное и личностное саморазвитие и самореализацию будущего учителя. Вторым важным условием является разработка алгоритма комплексных заданий. Эти задания должны удовлетворять принципам формирования творческой, коммуникационной и рефлексивной направленности у будущего учителя. Третье педагогическое условие – это демократический стиль общения между преподавателями и будущими учителями высшей школы.

Ключевые слова: будущий учитель, педагогическая готовность, компетентность, педагогические условия, педагогическая подготовка, высшая школа

Для цитирования: Скударёва Г.Н., Микитюк И.В. Формирование педагогической готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в условиях высшей школы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 117-123.

FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS OF THE FUTURE TEACHER FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

Galina N. Skudareva1, Irina V. Mikityuk2

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1skudarevagalina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5254-4948
2mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X

Abstract. The article actualizes the problem of forming the pedagogical readiness of a future teacher. The task of higher education today is not only to improve the quality of training of future teachers, but also their orientation to work in the profession, aiming at the training a motivated future teacher who has gained professional experience during his studies. The concept of «pedagogical readiness for the professional activity of a future teacher» is revealed as a complex quality of the subject of this activity, including motivation for the profession, personal development, his moral and ethical views, as well as professional competencies. The study of the main approaches to professional activity made it possible to determine the system of pedagogical conditions created by higher education in order to  form the pedagogical readiness of future teachers for professional activity effectively. The meaning of the concept of «pedagogical conditions» as a set of measures is analyzed.

Keywords: future teacher, pedagogical readiness, competence, pedagogical conditions, pedagogical training, higher school

For citation: Skudareva G.N., Mikityuk I.V. Formation of pedagogical readiness of the future teacher for professional activity in the conditions of higher education // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4.
P. 117–123.

Информация об авторах

Г.Н. Скударёва – ректор Государственного гуманитарно-технологического университета, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики.

И.В. Микитюк – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

G.N. Skudareva – Rector of  State University of Humanities and Technology, Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogy.

I.V. Mikityuk – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy,  State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 02.12.2023; одобрена после рецензирования 15.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 02.12.2023; approved after reviewing 15.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.