ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 41–49. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 41–49. ISSN 2500-350X (online)

Научно-практическая статья
УДК 371

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Зальфира Исхаковна Замалетдинова,1 Гульсия Хабриевна Ахметшина2
1,2Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, Россия
1z.zamaletdinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6505-3870
2gala121h@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6904-7144

Аннотация. В статье акцентировано внимание на необходимости перехода на современном этапе развития образования от вопросов предметных знаний, умений, навыков, к вопросам о компетенциях, которые складываются в свою очередь из метапредметных умений и навыков. С позиций требований обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и федеральных рабочих программ по учебным предметам рассмотрены вопросы, касающиеся детализации требований стандарта к метапредметным результатам освоения федеральной образовательной программы общего образования. Установлены и описаны методические аспекты овладения системой межпредметных понятий, которые наряду с сформированными универсальными учебными действиями претворяют в жизнь принцип метапредметности, благоприятствующий переходу от действующей практики разделения знаний на предметы к целостному восприятию мира, к метадеятельности, т.е. такой «надпредметной» универсальной деятельности, которое, как правило, определяется уровнем развития личности. Одновременно с этим гарантируется осуществимость сквозного применения знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках по различным предметам. Определено предназначение межпредметности как нацеленности обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или из нескольких учебных дисциплин с целью научить школьников видеть мир целостным и по возможности свободно ориентироваться в нем.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия,метапредметные результаты, межпредметный подход, межпредметные понятия

Для цитирования: Замалетдинова З.И., Ахметшина Г.Х. Формирование межпредметных понятий как средство достижения метапредметных результатов обучения // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 41–49.

Original article

FORMATION OF INTERDISCIPLINARY CONCEPTS AS A MEANS OF ACHIEVING METASUBJECT LEARNING OUTCOMES

Zalfira I. Zamaletdinova,1 Gulsia K. Akhmetshina2

1,2Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia
1z.zamaletdinova@mail.ru orcid: 0000-0002-6505-3870
2gala121h@yandex.ru orcid: 0000-0002-6904-7144

Abstract. The article focuses on the need to transition at the present stage of development of education from issues of subject knowledge, abilities, skills, to questions about competencies, which in turn consist of meta-subject skills and abilities. From the standpoint of the requirements of the updated federal state educational standards for primary general, basic general education and federal work programs in academic subjects, issues related to the detailing of the standard requirements for meta-subject results of mastering the federal educational program of general education are considered. Methodological aspects of mastering a system of interdisciplinary concepts have been established and described, which, along with the formed universal educational actions, implement the principle of meta-subjectivity, which favors the transition from the current practice of dividing knowledge into subjects to a holistic perception of the world, to meta-activity, i.e. such a “supra-subject” universal activity, which, as a rule, is determined by the level of personal development. At the same time, the feasibility of the end-to-end application of knowledge, skills and abilities acquired at lessons in various subjects is guaranteed. The purpose of intersubjectivity is defined as the focus of education on the integration of knowledge from several subjects or from several academic disciplines in order to teach schoolchildren to see the world as a whole and, if possible, to navigate it freely.

Keywords: federal state educational standards, universal educational actions, meta-subject results, interdisciplinary approach, interdisciplinary concepts

For citation: Zamaletdinova Z.I., Akhmetshina G.K. Formation of interdisciplinary concepts as a means of achieving metasubject learning outcomes // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 41–49.

Информация об авторах

З.И. Замалетдинова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института развития образования Республики Татарстан.

Г.Х. Ахметшина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий и проектирования содержания образования Института развития образования Республики Татарстан. 

Information about the authors

Z.I. Zamaletdinova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Preschool and Primary General Education, the Institute for Educational Development of the Republic of Tatarstan.

G.H. Akhmetshina – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of Chair of Modern Educational Technologies and Educational Content Design, the Institute for Educational Development of the Republic of Tatarstan.

Статья поступила в редакцию 28.01.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 28.01.2024; approved after reviewing 26.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.