УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 105–110. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 105–110. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 371:005

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Раиса Кузьминична Серёжникова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075

Аннотация. В статье представлены результаты анализа сущности и содержания управленческой культуры будущего педагога как основы реализации менеджмента обучения в педагогической деятельности. Раскрыты различные подходы исследователей к проблеме менеджмента обучения, проявляющегося в ролевой позиции «студент-будущий учитель» – управление классом. На основе теоретического анализа выявлен ряд актуальных проблем формирования управленческой культуры будущего педагога в контексте готовности к профессиональной деятельности как целостного развития всех сфер личности, основных ее компонентов, обозначенных как аксиологический, гносеологический и технологический. Устанавливается, что специально организованная дидактическая система способствует развитию управленческой культуры будущего педагога, проявляющейся в готовности к менеджменту обучения как сложному интегрированному личностному образованию. Структура готовности к менеджменту обучения включает индивидуально-психологические особенности и характеризуется активно-положительным отношением к управленческой деятельности, с устойчивой профессиональной направленностью на ее осуществление, наличием оптимального объема профессиональных знаний и умений, определенного опыта управленца, позволяющего успешно осуществлять менеджмент обучения. Результат дидактической системы представлен в курсе «Акмесинергетические технологии педагогической деятельности», содержание которого актуализирует у магистрантов-будущих педагогов знания, умения и ценностные ориентации как на субъектное становление, так и управление личностным развитием учащихся.

Ключевые слова: менеджмент обучения, педагогическое управление, управленческая деятельность педагога, управленческие функции, управленческая культура

Для цитирования: Серёжникова Р.К. Управленческая культура будущего педагога: научно-практический анализ // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 105–110.

Original article

MANAGERIAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER: SCIENTIFIC AND PRACTICAL ANALYSIS

Raisa K. Serezhnikova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,
seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075

Abstract. The article presents the results of the analysis of the essence and content of the managerial culture of the future teacher as the basis for the implementation of learning management in pedagogical activity. Various approaches of researchers to the problem of learning management, manifested in the role position of «student-future teacher» – classroom management, are revealed. Based on the theoretical analysis, a number of urgent problems of forming the managerial culture of a future teacher in the context of readiness for professional activity as a holistic development of all spheres of personality, its main components, designated as axiological, epistemological and technological, are identified. It is established that a specially organized didactic system contributes to the development of the managerial culture of the future teacher, manifested in readiness for learning management as a complex integrated personal education. The structure of readiness for management training includes individual psychological characteristics and is characterized by an actively positive attitude to management activities, with a stable professional focus on its implementation, the presence of an optimal amount of professional knowledge and skills, a certain managerial experience that allows successful management of training. The result of the didactic system is presented in the course «Akmesinergetic technologies of pedagogical activity», the content of which actualizes the knowledge, skills and value orientations of undergraduates-future teachers on both subjective formation and management of personal development of students.

Keywords: learning management, pedagogical management, managerial activity of a teacher, managerial functions, managerial culture

For citation: Serezhnikova R.K. Managerial culture of the future teacher: scientific and practical analysis // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 105–110.

Информация об авторе

Р.К. Серёжникова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

R.K. Serezhnikova – Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.