ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ИСТОЧНИКИ НАСЛЕДОВАНИЯ, ЗНАЧИМОСТЬ ПОДДЕРЖКИ, РИСКИ УТРАТЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 32–40. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 32–40. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.018.1

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ИСТОЧНИКИ НАСЛЕДОВАНИЯ, ЗНАЧИМОСТЬ ПОДДЕРЖКИ, РИСКИ УТРАТЫ[1]

Михаил Евгеньевич Гошин1,2, Оксана Александровна Шестакова3

1«Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Мытищи, Россия
2Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия, m.goshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7251-3938.
3Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия, shestakova@institutdetstva.ru,  https://orcid.org/0000-0002-1036-3708.

Аннотация. Статья основана на материалах исследования традиций, выделяемых в соответствии с ценностно-смысловыми ориентирами семейного воспитания. Фокус исследования направлен на анализ оценки значимости родителями различных видов традиций, выявление источников их передачи, наследования, а также поиск факторов, связанных с возможным угасанием, утратой традиций. Источником данных послужили результаты опроса 3301 родителей, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 18 лет, проведённого в октябре 2022 года в 50 субъектах Российской Федерации. Установлено, что наиболее уязвимыми с точки зрения оценки значимости родителями, а также сохранения и устойчивости, являются трудовые и профессиональные традиции. При этом особенно значимую роль в передаче данной категории традиций играет старшее поколение (бабушки и дедушки), что также важно для наследования духовно-нравственных традиций. Основным фактором, объясняющим утрату традиций, являются социокультурные изменения в обществе. Соответственно важным направлением приложения усилий специалистов при осуществлении социально-педагогического сопровождения семейного воспитания является формирование крепкой, многопоколенной семьи, с акцентом на значимости прежде всего совместного труда и профессиональной деятельности, направленной на общественное благополучие.

Ключевые слова: традиции семейного воспитания, ценности семьи, источники наследования традиций, утрата традиций

Для цитирования: Гошин М.Е., Шестакова О.А. Традиции семейного воспитания: источники наследования, значимость поддержки, риски утраты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 32–40.

Original article

TRADITIONS OF FAMILY UPBRINGING: SOURCES OF INHERITANCE, IMPORTANCE OF SUPPORT, RISKS OF LOSING

Mikhail E. Goshin1,2, Oksana A. Shestakova3

1Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of the Federal Service for Supervision in Protection of the Rights of Consumer and Man Wellbeing, Mytishchi, Russia.
2Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, m.goshin@mail.ru , https://orcid.org/0000-0001-7251-3938
3Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, shestakova@institutdetstva.ru , https://orcid.org/0000-0002-1036-3708

Abstract. The article is based on the materials of the study of traditions allocated in accordance with the value-semantic guidelines of family education. The focus of the research is aimed at analyzing the assessment of the importance of various types of traditions by parents, identifying the sources of their transmission, inheritance, as well as searching for factors associated with the possible extinction, loss of traditions. The data source was the results of a survey of 3,301 parents raising children aged 3 to 18 years old, conducted in October 2022 in 50 subjects of the Russian Federation. It is established that the most vulnerable from the point of view of assessing the importance of parents, as well as preservation and sustainability, are labor and professional traditions. At the same time, the older generation (grandparents) plays a particularly significant role in the transmission of this category of traditions, which is also important for the inheritance of moral traditions. The main factor explaining the loss of traditions is socio-cultural changes in society. Accordingly, an important area of application of the efforts of specialists in the implementation of socio-pedagogical support of family education is the formation of a strong, multi-generational family, with an emphasis on the importance, first of all, of joint work and professional activity aimed at public well-being.

Keywords: family upbringing traditions, family values, values of education, educational potential of the family, forms of implementation of the family education traditions

For citation: Goshin M.E., Shestakova O.A. Traditions of family upbringing: sources of inheritance, importance of support, risks of losing // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 32–40.

Информация об авторах

М.Е. Гошин– кандидат химических наук; старший научный сотрудник отдела анализа риска здоровью населения ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ведущий научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

Шестакова О.А. – кандидат технических наук, заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания.

Information about the authors

M.E. Goshin– Ph.D. of  Chemistry, Senior Researcher, Department of Public Health Risk Analysis, Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of the Federal Service for Supervision in Protection of the Rights of Consumer and Man Wellbeing; Leading Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education. 

O.A. Shestakova – Ph.D. of Technology, Deputy Director for Research at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

Статья поступила в редакцию 28.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 28.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 20.03.2024.


[1] Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Изменения в традициях семейного воспитания и эффективные технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка» 122041900216-8 (номер для публикаций IMLY-2023-0003).