РОЛЬ СОБЫТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 33–41. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 33–41. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 371

РОЛЬ СОБЫТИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Александр Александрович Буянов1, Светлана Викторовна Лобынцева2

1,2Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия,
1buyanov@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-1840-1369
2lobyntseva@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-3238-9810

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию сущностных характеристик события как одного из механизмов формирования ценностных ориентаций школьников в образовательных организациях в рамках отечественной психолого-педагогической науки. Отмечается ключевая роль субъектного подхода как одного из наиболее эффективных способов трансляции традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Зафиксированы имеющиеся в устоявшейся педагогической практике образовательных организаций проблемные зоны, препятствующие реализации событийного подхода. Обобщены содержательные, целевые и организационные характеристики, отличающие событие от других форм воспитательной деятельности. Особое внимание уделено таким важным элементам события как активность, включенность, рефлексия. В качестве одного из примеров организации события в педагогической практике приводится коллективно-творческая деятельность. Определены ключевые условия, позволяющие диагностировать состоятельность события и его эффективность в жизнедеятельности образовательной организации. Рассмотрена значимость субъектной позиции ребенка в воспитательной деятельности для успешного усвоения, принятия ценностей. Представлена схема, отображающая ценностное самоопределение ребенка в социальном пространстве события, которая включает в себя три вектора: детско-взрослую общность, сверстническую общность и субъектную позицию ребенка в межличностных отношениях. Определены подходы к оценке и результативности события.

Ключевые слова: воспитание, событие, субъектность, воспитательное событие, рефлексия, ценности, ценностные ориентации школьников

Для цитирования: Буянов А.А., Лобынцева С.В. Роль события в формировании ценностных ориентаций школьников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 33–41.

Original article

HOW AN EVENT CAN SHAPE SCHOOLCHILDREN’S VALUES

Alexander A. Buyanov1, Svetlana V. Lobyntseva2

1,2Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia
1buyanov@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-1840-1369
2lobyntseva@institutdetstva.ru, https://orcid.org/0000-0002-3238-9810

Abstract. The article considers the main approaches to understanding the essential characteristics of an event as one of the mechanisms for the formation of value orientations of schoolchildren in educational organizations within the framework of Russian psychological and pedagogical science. The key role of the subjective approach is noted as one of the most effective ways of transmitting traditional Russian moral values. Problem areas in the established pedagogical practice of educational organizations that impede the implementation of the event-based approach have been identified. The content, target and organizational characteristics that distinguish the event from other forms of educational activities are summarized. Particular attention is paid to such important elements of the event as activity, involvement, reflection. Collective creative activity is given as an example of organizing an event in pedagogical practice. Key conditions have been identified that make it possible to diagnose the viability of an event and its effectiveness in the life of an educational organization. The importance of the child’s subjective position in educational activities for the successful assimilation and acceptance of values is considered. A diagram is presented that reflects the child’s value self-determination in the social space of the event, which includes three vectors: the child-adult community, the peer community and the child’s subject position in interpersonal relationships. Approaches to the assessment and effectiveness of the event are defined.

Key words: education, event, subjectivity, educational event, reflection, values, value orientations of schoolchildren

For citation: Buyanov A.A., Lobyntseva S.V. How an event can shape schoolchildren’s values // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 33–41.

Информация об авторах

А.А. Буянов – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

С.В. Лобынцева – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

Information about the authors

A.A. Buyanov – Ph.D.of Psychology, Associate Professor, leading researcher at the laboratory of fundamental and applied scientific research at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

S.V. Lobyntseva – Ph.D.of Pedagogy, leading researcher at the laboratory of fundamental and applied scientific research at the Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

Статья поступила в редакцию 19.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 19.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 20.12.2023.