РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 8–13. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 8–13. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.3

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ирина Анатольевна Ахметшина1, Татьяна Васильевна Тимохина2

1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия 
1irinaleto79@bk.ru
2timohina.tv@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена поиску вариантов решения проблемы развития просодических компонентов речи у младших школьников в условиях начальных классов общеобразовательных школ. Просодия определена как паралингвистическое средство коммуникации, обязательный компонент выразительного комплекса, который образуется с использованием взаимодействия интеллекта и сенсорики. Изучение просодических компонентов речи вызывает большой интерес современных ученых. Проведено теоретическое и прикладное изучение эффективности работы учителя по развитию просодических компонентов речи младших школьников. Предпринята попытка разработки и частичной апробации рекомендаций по совершенствованию работы над особенностями навыка интонирования у детей младшего школьного возраста с первичным дефицитом средств общения. Проведенное прикладное исследование в 2022 – 2023 учебном году на базе муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Орехово-Зуево, Павловский Посад, Старая Купавна показало положительные результаты. В эксперименте приняли участие 208 детей, обучающихся в начальной школе и имеющих нарушения в развитии просодической стороны речи. Дети улучшили свои результаты на всех этапах выполнения диагностики. В результате работы педагогов по развитию просодических компонентов речи из 102 детей экспериментальной группы, 72 ребенка имеют высокий уровень сформированности навыка интонационного оформления высказывания, 30 детей группы имеют средний уровень сформированности. Сделан вывод, что работа по развитию просодических компонентов речи может достаточно эффективно проводиться учителями начальных классов.

Ключевые слова: речь, просодический компонент, развитие, начальная школа, учитель, педагогический эксперимент

Для цитирования: Ахметшина И.А., Тимохина Т.В. Развитие просодических компонентов речи младших школьников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 8-13.

Original article

DEVELOPMENT OF PROSODIC COMPONENTS OF SPEECH IN THE PRIMARY SCHOOL

Irina A. Akhmetshina1, Tatiana V. Timokhina2

1,2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia 
1 irinaleto79@bk.ru
2 timohina.tv@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the search for options for solving the problem of the development of prosodic components of speech in younger students in the conditions of primary classes of general education schools. Prosody is defined as a paralinguistic means of communication, an essential component of the expressive complex, which is formed using the interaction of intellect and sensory. The study of the prosodic components of speech is of great interest to modern scientists. A theoretical and applied study of the effectiveness of the teacher’s work on the development of prosodic components of the speech of younger schoolchildren was carried out. An attempt to develop and partially test recommendations for improving the work on the peculiarities of the intonation skill in children of primary school age with a primary lack of means of communication was made. An applied research conducted in the 2022-2023 academic year on the basis of municipal budgetary educational institutions in Orekhovo-Zuevo, Pavlovsky Posad, Staraya Kupavna showed positive results. The experiment involved 208 children studying in primary school and having disorders in the development of the prosodic side of speech. Children improved their results at all stages of diagnostics. As a result of the work of teachers on the development of prosodic components of speech, out of 102 children in the experimental group, 72 children have a high level of formation of the skill of intonational shaping of the statement, 30 children of the group have an average level of formation. It is concluded that the work on the development of prosodic components of speech can be quite effectively carried out by primary school teachers.

Keywords: speech, prosodic component, development, primary school, teacher, pedagogical experiment.

For citation: Akhmetshina I.A., Timokhina T.V. Оn the question of the principal importance of the development of students’ creative thinking at biology lessons in the framework of natural science literacy // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 8–13.

Информация об авторах

И.А. Ахметшина – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Тимохина – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

I.A. Akhmetshina – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of General and Social Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

T.V. Timokhina – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.