ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЮ ОТ НАПАДЕНИЙ НА ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 84–89. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 84–89. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.013.42:343.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЮ ОТ НАПАДЕНИЙ НА ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ

Артем Игоревич Овечкин1, Елена Владимировна Селезнева2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1ArtyomOve4kin@yandex.ru
2evselez@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0661-3348

Аннотация. В данной научной статье авторы рассматривают такой общественный феномен как «скулшутинг», дается определение ключевых положений данного термина, обозревается его специфика. Скулшутинг рас-сматривается как вооруженное нападение на образовательную организацию учащимися или выпускниками с целью массового убийства. Такого рода преступления представляют опасность для всех участников образовательных отношений, являются проблемой для всего российского общества. Актуальность темы обусловлена увеличением подобных инцидентов в России за последние десять лет и недостаточное создание методической базы по профилактике и предостережению подобных случаев, психолого-педагогических разработок по выявлению потенциальных несовершеннолетних преступников, составления их психологического портрета. Научная новизна исследования заключается собрании краткого очерка по мерам противодействия вооруженным нападениям на школы, причем уже повсеместные антитеррористические мероприятия рассматриваются с их подведением под специфику скулшутингов. Выявлены проблемы проведения мероприятий по предотвращению нападений учащихся на школы: недостаточно психолого-педагогической информированности, материалов для обоснования работы педагогов и психологов школ, возможных дополнительных мероприятий. Сделаны выводы о том, что современные образовательные организации имеют недостаточную методическую базу по предостережению подобного явления.

Ключевые слова: школа, учащиеся, педагог, психолого-педагогическая работа, скулшутинг, нападения, предостережение

Для цитирования: Овечкин А.И., Селезнева Е.В. Психолого-педагогическая работа по предостережению от нападений на школы учащимися // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 84–89.

Original article

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK TO PREVENT ATTACKS ON SCHOOLS BY STUDENTS

Artem I. Ovechkin1, Elena V. Selezneva2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1ArtyomOve4kin@yandex.ru
2evselez@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0661-3348

Abstract. In this scientific article, the authors consider such a social phenomenon as “school shooting”, define the key provisions of this term, and review its specifics. School shooting is considered an armed attack on an educational organization by pupils or graduates with the aim of mass murder. This kind of crime poses a danger to all participants in educational relations and is a problem for the entire Russian society. The relevance of the topic is due to the increase in such incidents in Russia over the past ten years and the insufficient creation of a methodological base for the prevention and prevention of such cases, psychological and pedagogical developments to identify potential juvenile offenders, and compilation of their psychological portrait. The scientific novelty of the study lies in the collection of a short essay on measures to counter armed attacks on schools, and already widespread anti-terrorist measures with their subsuming under the specifics of school shootings are considered. Problems of carrying out measures to prevent attacks on schools by pupils have been identified: insufficient psychological and pedagogical awareness, materials to justify the work of teachers and school psychologists, and possible additional activities. It is concluded that modern educational organizations have an insufficient methodological basis for preventing such a phenomenon.

Keywords: school, pupils, teacher, psychological and pedagogical work, school shooting, attacks, warning

For citation: Ovechkin A.I., Selezneva E.V. Psychological and pedagogical work to prevent attacks on schools by students // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 84–89.

Информация об авторах

А.И. Овечкин– магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Е.В. Селезнева– кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about authors

A.I. Ovechkin– master of Pedagogy, postgraduate student of the Chair of General and Social Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

E.V. Selezneva– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of General and Social Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 25.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 25.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.