ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ АКТУАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 159–164. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 159–164. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ АКТУАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА

Зинаида Игоревна Березина1,Ирина НиколаевнаУлыбышева 2
1Ростовский государственный медицинский университет, г.Ростов-на-Дону, Россия, brigak_zinaida@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3787-2019
2Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону, Россия, Iulybysheva@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4072-5586

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы переживания будущими педагогами одиночества во взаимосвязи с личностными особенностями. Изменения в идеологической, политической, экономической сферах жизни, происходящие на современном этапе развития образования, создают новую социальную ситуацию, предъявляющую принципиально иные требования к вопросу выбора и развития личности в педагогической профессии. Цель исследования: выявить взаимосвязь между психологическими качествами личности и доминирующим видом переживаемого одиночества у будущих педагогов. Методика и организация исследования:в исследовании приняли участие 290 человек в возрасте от 18 до 20 лет. С целью выявления личностных факторов использовался «Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста» в интерпретации А. Б. Хромова, для определения доминирующего вида одиночества применялась методика «Диагностики переживания одиночества» Е.Е. Роговой. Статистическая обработка проводилась с помощью кластерного анализа (метод Варда) и корреляционного критерия r-Спирмена. У респондентов выявлены статистически значимые взаимосвязи между переживаемым одиночеством и различных личностных качеств. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что на переживание того или иного вида одиночества во многом влияют личностные качества. Дальнейшая работа над данной темой позволит, выстроить эффективную работу по сопровождению студентов, переживающих одиночество, с учетом их психологических особенностей.

Ключевые слова: личность, психологические качества, одиночество, педагоги, переживание, студенты, педагогическая деятельность

Для цитирования: Березина З.И., Улыбышева И.Н. Психологические особенности личности будущих педагогов и их взаимосвязь с переживанием актуального одиночества // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 159-164.

Original article 

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY OF FUTURE TEACHERS AND THEIR INTERRELATION WITH THE EXPERIENCE OF ACTUAL LONELINESS

Zinaida I. Berezina 1, Irina N. Ulybysheva 2
1Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russia, brigak_zinaida@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3787-2019
2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, Iulybysheva@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4072-5586

Abstract. The article deals with topical issues of future teachers’ experience of loneliness in relation to personal characteristics. Changes in the ideological, political, and economic spheres of life occurring at the present stage of education development create a new social situation that imposes fundamentally different requirements on the issue of personal choice and development in the teaching profession. The purpose of the study: to identify the relationship between the psychological qualities of the individual and the dominant type of loneliness experienced by future teachers. Methodology and organization of the study: 290 people aged 18 to 20 years participated in the study. In order to identify personal factors, the «Five-factor personality questionnaire of R. McCrae and P. Costa» was used in the interpretation by A. B. Khromov, to determine the dominant type of loneliness, the method of «Diagnosing the experience of loneliness» by E.E. Horn was used. Statistical processing was carried out using cluster analysis (Ward’s method) and the r-Spearman correlation criterion. The respondents revealed statistically significant correlations between experienced loneliness and various personal qualities. The results obtained allow us to conclude that the experience of a particular type of loneliness is largely influenced by personal qualities. Further work on this topic will allow us to build effective work on accompanying students experiencing loneliness, taking into account their psychological characteristics.

Keywords: personality, psychological qualities, loneliness, teachers, experience, students, pedagogical activity.

For citation: Berezina Z.I., Ulybysheva I.N. Рsychological features of the personality of future teachers and their interrelation with the experience of actual loneliness // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 159–164.

Информацияобавторах

З.И. Березина – доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, Ростовского государственного медицинского университета.

И.Н. Улыбышева – старший преподаватель кафедры организационной и прикладной психологии образования, Южного федерального университета.

Information about the authors

Z.I. Berezina – Doctor of Psychology, Head of the Chair of General and Clinical Psychology, Rostov State Medical University.

I.N. Ulybysheva – senior lecture of the Chair of Organizational and Applied Psychology of Education, South Federal University

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 28.05.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 28.05.2023; accepted for publication 26.06.2023.