ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ И СООБЩЕСТВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 99–105. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 99–105. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАУЧНЫХ КРУЖКОВ И СООБЩЕСТВ

Оксана Алексеевна Павлова1, Александра Сергеевна Карпеченко2,
1,2Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия
1pavlovaoa@tksu.ru
2karpechenkoas@tksu.ru

Аннотация. В статье актуализирована проблема выявления скрытой одаренности студентов в условиях их загруженности академической деятельностью и избыточного предложения разнообразных форм внеаудиторной работы, направленных скорее на выявление мотивированной талантливой молодежи, чем на раскрытие имеющихся у студентов талантов и способностей.

Авторами описан опыт построения модели раннего выявления талантливых студентов через систему научных кружков и обществ, включающей в себя 4 основных блока (целевой, мотивационно-ориентационный, содержательно-деятельностный, результативный), а также два основных вектора ее реализации (информирование и выявление). В работе подчёркивается, что в основе модели лежит связь между учебными и внеучебными видами деятельности, способствующими в совокупности профессиональному развитию личности студента и позволяющая вести пропедевтическую работу в рассмотренной сфере уже с первого курса.

В решении задачи выявления и закрепления проявленных талантов авторами описаны такие механизмы как: встраивание в рабочие программы дисциплин модулей творческой проектной и исследовательской деятельности с учётом запросов талантливых студентов, организация и проведение воспитательных мероприятий научно-образовательной направленности в рамках основных образовательных программ, организация деятельности проектных групп с целью максимального удовлетворения запросов студентов, организация и проведение научных и научно-образовательных событий, деятельность студенческих научных кружков Института педагогики.

Ключевые слова: талантливая молодежь, одаренность, студенческие научные кружки, студенческое научное общество, модель раннего выявления талантливых студентов

Для цитирования: Павлова О.А., Карпеченко А.С. Проектирование модели раннего выявления талантливой молодежи через систему научных кружков и сообществ // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 99–105.

Original article

DESIGNING A MODEL FOR EARLY IDENTIFICATION OF TALENTED STUDENTS THROUGH A SYSTEM OF SCIENTIFIC CIRCLES AND COMMUNITIES

Oksana A. Pavlova1, Alexandra S. Karpechenko2
1,2Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia
1pavlovaoa@tksu.ru
2karpechenkoas@tksu.ru

Abstract. The article actualizes the problem of identifying the latent giftedness of students in conditions of their workload in academic activities and an oversupply of various forms of extracurricular work aimed rather at identifying motivated talented youth than at revealing the talents and abilities available to students.

The authors describe the experience of building a model of early identification of talented students through a system of scientific circles and communities, which includes 4 main blocks (target, motivational-orientation, content-activity, effective), as well as two main vectors of its implementation (information and identification). The paper emphasizes that the model is based on the relationship between academic and extracurricular activities that contribute to the overall professional development of the student’s personality, and allows to conduct propaedeutic work in the field already since the first year.

In solving the problem of identifying and consolidating the talents shown, the authors describe such mechanisms as: embedding modules of creative project and research activities into the work programs of disciplines, taking into account the requests of talented students, organizing and conducting educational events of a scientific and educational orientation within the framework of basic educational programs, organizing the activities of project groups in order to maximize student satisfaction, organizing and conducting scientific and scientific-educational events, the activities of student scientific circles of the Institute of Pedagogy.

Keywords: talented youth, giftedness, student scientific circles, student scientific community, model of early identification of talented students

For citation: Pavlova O.A., Karpechenko A.S. Designing a model for early identification of talented students through a system of scientific circles and communities // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 99–105.

Информация об авторах

Павлова О.А. – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования Калужского государственного университета К.Э. Циолковского.

Карпеченко А.С. – кандидат педагогических наук, директор Института педагогики Калужского государственного университета К.Э. Циолковского.

Information about the authors

Pavlova O.A. — Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Karpechenko A.S. – Ph.D. of Pedagogy, Director of the Institute of Pedagogy, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Статья поступила в редакцию 26.02.2024; одобрена после рецензирования 07.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 26.02.2024; approved after reviewing 07.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.