ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 127–134. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 127–134. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 376

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Галина Николаевна Скударева

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, kafped@ggtu.ru

Аннотация. В статье актуализирована проблема инклюзивного образования с позиций его доступности для различных социальных групп населения нашей страны в условиях прогрессирующего ухудшения состояния детского здоровья. Научный обзор публикаций по обозначенной проблеме позволил рассмотреть «инклюзию» и «инклюзивное образование» как научные категории, выделив их разноаспектные особенности. Представлено неоднозначным и многогранным зарубежное понимание термина «инклюзия». Осмыслены инклюзивные процессы зарубежными учёными с опорой на интерактивный и социально-педагогический научно-методологические походы и результаты исследования основополагающих философских идей экзистенциализма, прагматизма, постмодернизма, феноменологии. Проанализирован процесс становления инклюзивного образования как феномена в отечественной традиции и выявлен его динамический характер с особенностями развития от начального этапа до актуального состояния. Поименованы меры, позволяющие педагогам удовлетворить потребности детей в инклюзивном образовании. Определено одно из ключевых условий успешной организации инклюзивного образования – профессиональная подготовка учителя и обоснована её содержательная и организационная многогранность. Рассмотрен вопрос готовности (психологической и профессиональной) педагогов в работе в условиях инклюзии. Акцентировано внимание на аспекте подготовки квалифицированных педкадров к возникновению сложных педагогических ситуаций и профессиональному решению организационно-педагогических задач. Выделен ряд проблем, требующих пристального государственного и общественного внимания в целях их скорейшего разрешения. Определены условия реализации инклюзивного образования как социокультурного феномена, в числе которых следующие: социокультурная поддержка инклюзивной школы организациями-социальными партнёрами; всесторонняя социализация детей с инклюзией; активное социальное партнёрство школы с родителями и учёт их социального заказа.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагог, профессиональная готовность педагога

Для цитирования: Скударева Г.Н. Проблемы теории и практики инклюзивного образования: социально-педагогические аспекты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 127–134.

Original article 

PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF INCLUSIVE EDUCATION: SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS

Galina N. Skudareva

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, kafped@ggtu.ru

Abstract. The article actualizes the problem of inclusive education from the standpoint of its accessibility for various social groups of the population of our country in conditions of progressive deterioration of children’s health. A scientific review of publications on this issue allowed us to consider «inclusion» and «inclusive education» as scientific categories, highlighting their diverse features. The foreign understanding of the term «inclusion» is presented as ambiguous and multifaceted. Inclusive processes have been comprehended by foreign scientists based on interactive and socio-pedagogical scientific and methodological campaigns and the results of research on the fundamental philosophical ideas of existentialism, pragmatism, postmodernism, and phenomenology. The process of formation of inclusive education as a phenomenon in the national tradition is analyzed and its dynamic nature with the peculiarities of development from the initial stage to the current state is revealed. The measures that allow teachers to meet the needs of children in inclusive education are named. One of the key conditions for the successful organization of inclusive education has been identified – teacher training and its substantial and organizational versatility has been substantiated. The issue of readiness (psychological and professional) of teachers to work in conditions of inclusion is considered. Attention is focused on the aspect of preparing qualified teachers for the emergence of difficult pedagogical situations and the professional solution of organizational and pedagogical tasks. A number of problems have been identified that require close state and public attention in order to resolve them as soon as possible. The conditions for the implementation of inclusive education as a socio-cultural phenomenon are defined, including the following: socio-cultural support of an inclusive school by social partner organizations; comprehensive socialization of children with inclusion; active social partnership of the school with parents and consideration of their social order.

Keywords: inclusion, inclusive education, children with disabilities, teacher, teacher’s professional readiness

For citation: Skudareva G. N. Problems of theory and practice of inclusive education: socio-pedagogical aspects // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 127–134.

Информация об авторе

Г.Н. Скударева – доктор педагогических наук, доцент, ректор, заведующий кафедрой педагогики Государственного гуманитарно- технологического университета.

Information about the author

G.N. Skudareva – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Rector, Head of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 01.03.2024; одобрена после рецензирования 12.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 01.03.2024; approved after reviewing 12.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.