ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 141–146. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 141–146. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [371:39](470.64)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Лаура Адамовна Урусмамбетова

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР, Нальчик, Россия, layra76@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5891-0571

Аннотация. В статье проанализированы проблемы и перспективы развития этнокультурного образования в школах Кабардино-Балкарской Республики. Рассмотрена связь обновления нормативной базы с необходимостью реализации этнокультурных предметов в целях формирования патриотизма и духовно-нравственного развития подрастающего поколения. В исследовании представлены рекомендации для системы общего образования Кабардино-Балкарской Республики по улучшению реализации данных предметов на уровне региона. Проанализированы формы реализации отдельно взятого предмета – «Культура народов КБР», при этом выявлены дефициты. Например, не во всех образовательных организациях этнокультурные предметы включены в учебный план образовательных организаций.

Рассмотрен пример реализации интегрированной модели преподавания этнокультурного материала в рамках учебных предметов «Окружающий мир», «ОДНКНР», «История». Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в Федеральных образовательных программах имеются широкие возможности для реализации этнокультурного материала. Выявлены также и проблемные зоны, к числу которых относятся: отсутствие единства к методам реализации предметов этнокультурной направленности; недостаточное внимание к методическому сопровождению реализации предметов этнокультурной направленности и др.

Выявленные проблемные зоны позволили сформулировать рекомендации для системы образования по упразднению выявленных дефицитов.

Ключевые слова: этнокультурное образование, культура, стандарт основанного общего образования, общее образование, стратегия образования, нормативная база, реформирование, модели преподавания учебных предметов этнокультурной направленности

Для цитирования: Урусмамбетова Л.А. Проблемы и перспективы развития этнокультурного образования в школах Кабардино-Балкарской республики // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 141–146.

Original article 

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION IN SCHOOLS
OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC

Laura A. Urusmambetova

Center for continuous professional development of teaching staff Ministry of Education of the KBR, Nalchik, Russia, layra76@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5891-0571

Abstract. The article analyzes the problems and prospects for the development of ethnocultural education in schools of the Kabardino-Balkarian Republic. The connection between updating the regulatory framework and the need to implement ethnocultural subjects in order to form patriotism and spiritual and moral development of the younger generation is considered. The study presents recommendations for the general education system of the Kabardino-Balkarian Republic to improve the implementation of these subjects at the regional level. The forms of implementation of a single subject – «Culture of the peoples of the Kabardino-Balkarian Republic» are analyzed, and deficiencies are identified, for example, not all educational organizations include ethnocultural subjects in the curriculum of educational organizations.

An example of the implementation of an integrated model of teaching ethnocultural material within the framework of the academic subjects «The World Around», «ODNKNR», «History» is considered. The conducted research allows us to draw conclusions that the Federal educational programs have ample opportunities for the implementation of ethnocultural material. But at the same time, problem areas have also been identified, which include: lack of unity in the methods of selling ethnocultural items; Insufficient attention to methodological support for the implementation of ethnocultural subjects, etc.

The identified problem areas made it possible to formulate recommendations for the education system to eliminate the identified deficiencies.

Keywords: ethnocultural education, culture, standard of basic general education, general education, education strategy, regulatory framework, reform, models of teaching ethnocultural subjects

For citation: Urusmambetova L.A. Problems and prospects for the development of ethnocultural education in schools of the Kabardino-Balkarian republic // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 141–146.

Информация об авторе

Л.А. Урусмамбетова– кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией развития социально-гуманитарных дисциплин Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Минпросвещения КБР.

Information about the author

L.A. Urusmambetova– Ph.D. of Pedagogy, Head of the Laboratory for the Development of Social and Humanitarian Disciplines of the State Budgetary Institution of Additional Professional Education “Center for Continuous Improvement of Professional Skills of Teaching Workers” of the Ministry of Education of the Kabardino-Balkarian Republic.

Статья поступила в редакцию 23.12.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 23.12.2023; approved after reviewing 10.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.