ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НАСЛЕДИИ  К.Д. УШИНСКОГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 165–170. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 165–170. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [159.92+159.95]:37(091)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НАСЛЕДИИ  К.Д. УШИНСКОГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Татьяна Николаевна Осинина

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, tatyanaosinina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1031-2617 

Аннотация. Проанализированы научные воззрения К.Д. Ушинского о развитии способностей детей с точки зрения задач современного образования. Представления педагога о сущности и развитии памяти отражают актуальные проблемы и современной школы, подчеркивая значение эффективной актуализации знаний, факторы, механизмы и закономерности которой представлены в концепции произвольного воспроизведения автора статьи.

Наследие К.Д. Ушинского, раскрывающее роль отбора содержания образования, грамотного построения школьного учебника для развития способностей детей, сохраняет свое значение и для нашего времени. Психологические воззрения педагога, касающиеся развития способностей детей, обращение к необходимости бережного отношения к памяти, формирования четкой и структурированной системы знаний определяют современное восприятие и практическое значение его научно-педагогической теории. 

В статье подчеркивается значение рассуждений К.Д. Ушинского о системности знаний, которые актуальны на сегодняшний день как никогда – владение большим количеством разрозненных знаний не формирует целостной картины репрезентаций научного мира в голове школьника. Необходимо работать над организацией нового знания, важно овладеть действиями по извлечению нужного содержания из памяти, что приобретает особую актуальность при анализе закономерностей произвольного воспроизведения как интеллектуального процесса мнемической функции.

Ключевые слова: развитие, способности, память, произвольное воспроизведение, наследие К.Д. Ушинского

Для цитирования: Осинина Т.Н. Проблема развития способностей детей в наследии К.Д. Ушинского: психологический аспект // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2.  С. 165-170.

Original article

THE PROBLEM OF DEVELOPING CHILDREN’S ABILITIES IN THE HERITAGE OF K.D. USHINSKY: PSYCHOLOGICAL ASPECT

Tatiana N. Osinina

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, tatyanaosinina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1031-2617 

Abstract. The scientific views of K.D. Ushinsky about the development of children’s abilities in terms of the tasks of modern education are analysed. The teacher’s ideas about the essence and development of memory reflect the current problems of the modern school, emphasizing the importance of effective updating of knowledge, the factors, mechanisms and patterns of which are presented in the concept of arbitrary reproduction of the author of the article.

K.D. Ushinsky’s legacy, revealing the role of selecting the content of education, the competent construction of a school textbook for the development of children’s abilities, retains its significance for our time. The psychological views of the teacher regarding the development of children’s abilities, the appeal to the need for careful attitude to memory, the formation of a clear and structured system of knowledge determine the modern perception and practical significance of his scientific and pedagogical theory.

The article emphasizes the importance of K.D. Ushinsky’s reasoning about the systematic nature of knowledge, which is relevant today more than ever – the possession of a large amount of disparate knowledge does not form a holistic picture of the representations of the scientific world in the head of a student. It is necessary to work on the organization of new knowledge, it is important to master the actions to extract the desired content from memory, which is of particular relevance when analyzing the patterns of arbitrary reproduction as an intellectual process of a mnemonic function.

Keywords: development, abilities, memory, arbitrary reproduction, legacy of K.D. Ushinsky

For citation: Osinina T.N. The problem of developing children’s abilities in the heritage of K.D. Ushinsky: psychological aspect // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 165–170.

Информация об авторе

Т.Н. Осинина– кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета. Scopus ID: 57215905940.

Information about the author

T.N. Osinina – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Primary and Pre-School Education, State University of Humanities and Technology. Scopus ID: 57215905940.

Статья поступила в редакцию 05.04.2023; одобрена после рецензирования 05.05.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 05.04.2023; approved after reviewing 05.05.2023; accepted for publication 26.06.2023.