ПОЭТ И ЕГО «ЖЕНСТВЕННОЕ» ALTER EGO: СТИХОТВОРЕНИЕ А. ЛАДИНСКОГО «МУЗА»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 199–206. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 199–206. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-1.09

ПОЭТ И ЕГО «ЖЕНСТВЕННОЕ» ALTER EGO: СТИХОТВОРЕНИЕ А. ЛАДИНСКОГО «МУЗА»

Аркадий Александрович Чевтаев
Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург, Россия, achevtaev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6844-8560

Аннотация. В статье рассматривается поэтика стихотворения А.П. Ладинского «Муза» в аспекте формирования окказиональной мифопоэтики. Данный поэтический текст, включенный в состав первой книги стихов поэта «Черное и голубое» (1930), актуализирует ценностно-смысловую дихотомию «Поэт – Муза», определяющую концептуальное развертывание художественного мира А. Ладинского. Анализ стихотворения показывает, что «женственное» alter ego поэта является средоточием онтологических и аксиологических смыслов самоопределения субъектного «я» в развертываемом художественном универсуме. В стихотворении «Муза» А. Ладинский целенаправленно преобразует факты собственной биографии в мифопоэтическую реальность. «Женственная» ипостась лирического героя, объективируемая в изображаемом мире в качестве Музы (капризной спутницы и творческой наставницы), подчиняя себе повседневно-мужское «я», становится центральным персонажем моделируемого универсума. Ценностно-смысловая экспликация «Музы-Души-Женщины» в лирическом сюжете стихотворения указывает на амбивалентность творческой самоактуализации субъекта в реалиях эмигрантской жизни, что проявляется в одновременном «гендерном» «раздваивании» собственного «я» и стремлении к целостности микрокосма. Делается вывод, что структурно-семиотическое построение данного текста воплощает собой отрефлексированный вариант претворения окказионального мифа о Поэте и женском «двойнике» его души, принципиально значимый в контексте книги стихов А. Ладинского «Черное и голубое».

Ключевые слова: А. Ладинский, «женственность», мифопоэтика, Муза, поэзия русского зарубежья, художественная аксиология

Для цитирования: Чевтаев А.А. Поэт и его «женственное» alter ego: стихотворение А. Ладинского «Муза» // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 199–206.

Original article

THE POET AND HIS “FEMININE” ALTER EGO: A. LADINSKY’S POEM “THE MUSE”

Arcady A. Chevtaev
Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg, Russia, achevtaev@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6844-8560

Abstract. The article considers the poetics poem “The Muse” by A.P. Ladinsky in the aspect of the formation of occasional mythopoetics. This poetic text, included in the composition of the poet’s first book of poems “Black and Blue” (1930), actualizes the value-semantic dichotomy “The Poet – The Muse”, which determines the conceptual deployment of the artistic world of A. Ladinsky. The analysis of the poem shows that the “feminine” alter ego of the poet is the focus of the ontological and axiological meanings of the self-determination of the subjective “The self” in the unfolding artistic universe. In the poem “The Muse” A. Ladinsky purposefully transforms the facts of his own biography into a mythopoeic reality. The “feminine” hypostasis of the lyrical hero, objectified in the depicted world as the Muse (capricious companion and creative mentor), subjugating the everyday male self, becomes the central character of the simulated universe. The value-semantic explication of the “Muse-Soul-Woman” in the lyrical plot of the poem indicates the ambivalence of the creative self-actualization of the subject in the realities of emigrant life, which manifests itself in the simultaneous “gender” “splitting” of one’s own self and the desire for the integrity of the microcosm. It is concluded that the structural-semiotic construction of this text embodies a reflexed version of the implementation of the occasional myth about the Poet and the female “double” of his soul, which is fundamentally significant in the context of the book of poems “Black and Blue” by A. Ladinsky.

Keywords: A. Ladinsky, “femininity”, mythopoetics, Muse, poetry of the Russian abroad, artistic axiology

For citation: Chevtaev A.A. The poet and his “feminine” alter ego: A. Ladin- sky’s poem “The Muse” // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 199–206.

Информация об авторе

Чевтаев А.А. – кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и русского языка как иностранного Российского государственного гидрометеорологического университета.

Information about the author

Chevtaev A.A. – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Philology and Russian as a Foreign Language, Russian State Hydrometeorological University.

Статья поступила в редакцию 16.02.2024; одобрена после рецензирования 15.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 16.02.2024; approved after reviewing 15.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.