ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 70–76. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 70–76. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ирина Валентиновна Микитюк1, Татьяна Александровна Маслова2
1Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево Россия, mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X
2Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, tat010206@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-7509-7299

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования внимания учащихся начальной школы. Анализируется наличие большого количества образовательных технологий, таких как: игровые, модульные, проектные, проблемного обучения, информационно-коммуникативные, развития критического мышления, здоровьесберегающие, интегрированного обучения, уровневой дифференциации и другие. Актуализируется важное значение игровых технологиq, которые занимают особое место в современном учебно-воспитательном процессе начальной школы – это не только приятное времяпрепровождение, но и эффективный метод формирования компетенций, а также способов деятельности для решения теоретических и практических задач. Внедрение игровых технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет создать комфортную и интересную образовательную среду для учеников, способствует формированию внимания, характеризующееся в младшем школьном возрасте непроизвольностью, низкой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением и концентрацией. Подробно представлено педагогическое значение игровых технологий в формировании внимания учащихся начальной школы, как систематическая логически и последовательно продуманная деятельность современного педагога, включающая: структурирование игровой технологии; включение детей начального звена школы в игровую деятельность; реализацию игровой технологии; рефлексию, анализ технологического процесса. Раскрываются структурные компоненты игровых технологий (игровые задания) ориентированные на целостное формирование внимания учащихся начального звена школы: устойчивость, концентрацию, объем, распределение, переключение.

Ключевые слова: образовательный процесс, игровые технологии, наставничество, внимание, младший возраст, начальная школа

Для цитирования: Микитюк И.В., Маслова Т.А. Педагогическое зна-чение игровых технологий в формировании внимания учащихся начальной школы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического универ-ситета. 2024. № 1. С. 70–76.

Original article

THE PEDAGOGICAL IMPORTANCE OF GAMING TECHNOLOGIES IN SHAPING THE ATTENTION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Irina V. Mikityuk1, Tatyana A. Maslova2
1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, mikitjuk-ira@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7927-049X
2Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia, tat010206@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0007-7509-7299

Abstract. The article is devoted to the problem of forming the attention of primary school students. The presence of a large number of educational technologies is analyzed, such as: gaming, modular, project-based, problem-based learning, information and communication, development of critical thinking, health-saving, integrated learning, level differentiation and others. The importance of gaming technologies, which occupy a special place in the modern educational process of primary school, is actualized – it is not only a pleasant pastime, but also an effective method of forming competencies, as well as ways of activity for solving theoretical and practical problems. The introduction of gaming technologies into the educational process makes it possible to create a comfortable and interesting educational environment for students, contributes to the formation of attention, characterized in primary school age by involuntariness, low stability, small volume, weak distribution and concentration. The pedagogical significance of game technologies in the formation of primary school students’ attention is presented in detail, as a systematic, logically and consistently thought-out activity of a modern teacher, including: structuring game technology; the inclusion of primary school children in play activities; the implementation of game technology; reflection, analysis of the technological process. The structural components of game technologies (game tasks) focused on the holistic formation of the attention of primary school students are revealed: stability, concentration, volume, distribution, switching.

Keywords: educational process, gaming technologies, mentoring, attention, younger age, primary school

For citation: Mikityuk I.V., Maslova T.A. The pedagogical importance of gaming technologies in shaping the attention of primary school students // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 70–76.

Информация об авторах

И.В. Микитюк– кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.А. Маслова– кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Калужского государственного университета им К.Э. Циолковского.

Information about the authors

I.V. Mikityuk– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

T.A. Maslova– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Статья поступила в редакцию 20.02.2024; одобрена после рецензирования 12.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 20.02.2024; approved after reviewing 12.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.