ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 135–140. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 135–140. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.035.6:373.3]:811.161.1

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Иван Сергеевич Трохин1, Татьяна Геннадьевна Шейнова2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1trokhinivan@yandex.ru,
2sheinova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2934-4969

Аннотация. В статье обосновывается актуальность исследования вопроса патриотического воспитания в начальной школе в условиях современного развития общества. Формирование на современном этапе развития науки и практики отношения к патриотизму как к главному качеству гражданина влечет необходимость пересмотра существующих подходов, методов, приемов, технологий. Воспитание патриотических чувств как личностных качеств младшего школьника в условиях современного развития общества не может осуществляться без опоры на сложившиеся веками традиции народной культуры. Представлены и проанализированы основные направления исследований по патриотическому воспитанию. Определены тенденции организации патриотической работы в условиях начального образования современной школы, которые заключаются в увеличении количества военно-патриотических объединений различной направленности, возросшем значении саморазвития и самовоспитания; развитии и совершенствовании новых направлений, методик, форм, методов, технологий патриотической работы. В статье представлены наиболее эффективные формы и методы организации патриотического воспитания младших школьников в условиях Лицея Московской области. Эффективность патриотического воспитания во время внеурочной деятельности по русскому языку обеспечивается в совместной деятельности учителя и ученика, развитием личностных познавательных потребностей, возможностью знакомства с семейными ценностями, развитием творческих способностей каждого ребенка. Охарактеризованы трудности, с которыми сопряжен процесс народно-патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, начальная школа, учитель, русский язык, русский фольклор, внеучебная деятельность

Для цитирования: Трохин И.С., Шейнова Т.Г. Патриотическое воспи-тание в начальной школе в рамках внеурочной деятельности по русскому языку // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 135–140.

Original Article

PATRIOTIC EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL AS PART OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE RUSSIAN LANGUAGE

Ivan S. Trokhin1, Tatyana G. Sheinova2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1trokhinivan@yandex.ru,
2sheinova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2934-4969

Аbstract. The article substantiates the relevance of studying the issue of patriotic education in primary school in the conditions of modern development of society. The formation at the present stage of development of science and practice of an attitude towards patriotism as the main quality of a citizen entails the need to revise existing approaches, methods, techniques, and technologies. The education of patriotic feelings as personal qualities of a junior schoolchild in the conditions of modern development of society cannot be carried out without relying on the traditions of folk culture that have developed over centuries. The main directions of research on patriotic education are presented and analyzed. The trends in the organization of patriotic work in the conditions of primary education in a modern school, which consist in an increase in the number of military-patriotic associations of various directions, the increased importance of self-development and self-education; development and improvement of new directions, techniques, forms, methods, technologies of patriotic work have been identified. The article presents the most effective forms and methods of organizing patriotic education of junior schoolchildren in the Lyceum of Moscow Region. The effectiveness of patriotic education during extracurricular activities in the Russian language is ensured by the joint activity of a teacher and a student, the development of personal cognitive needs, the opportunity to become acquainted with family values, and the development of the creative abilities of each child. The difficulties associated with the process of people’s patriotic education of schoolstudents in a general education institution are characterized.

Keywords: patriotic education, primary school, teacher, the Russian language, Russian folklore, extracurricular activities

For citation: Trokhin I.S., Sheinova T.G. Patriotic education in primary school as part of extracurricular activities in the russian language // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 135–140.

Информация об авторах

И.С. Трохин– учитель начальных классов МОУ Лицей г. Электрогорск Московской области, аспирант Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.Г. Шейнова– кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

I.S. Trokhin– a primary school teacher at Municipal Educational Institution Lyceum in Elektrogorsk of Moscow Region, a post-graduate student, State University of Humanities and Technology.

T.G. Sheinova– Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 13.02.2024; одобрена после рецензирования 13.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 13.02.2024; approved after reviewing 13.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.