О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 121–126. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 121–126. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.016:811.161.1`243]:81.006.3

О ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Марина Валерьевна Силаева

Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Китай, sofyaberyozkina@yandex.ru

Аннотация. Совместные образовательные проекты России и Китая поднимают уровень международных культурных связей на значительную высоту. Однако новые связи раскрывают и новые проблемы, связанные, прежде всего, с культурной интеграцией. Это явление обусловило актуальность статьи. Главная задача на занятиях РКИ – это установление психологически комфортной обстановки и устойчивого эмоционального контакта с преподавателем. Решение этой задачи обеспечит высокий уровень владения русским языком китайскими студентами-магистрантами. Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к изучению проблемы культурной и психологической адаптации студентов-магистрантов на занятиях по иностранному (русскому) языку. Во внимание принимается устойчивая система ценностей и притяжение к определённым философским основам мировосприятия (Лао Цзы) китайских обучающихся. Особую сложность представляет работа на занятиях по языку специальности, где студентам необходимо осваивать язык своей будущей профессии. От уровня продуктивности работы на этих занятиях зависит выполнение главной образовательной задачи вуза. Поэтому автор предлагает ряд решений по повышению КПД на занятиях по языку специальности. Анализируя практический и теоретический опыт преподавателей РКИ и опираясь на собственные наблюдения и разработки, автор доказывает, что творческие задания на занятиях по языку специальности дают отличный результат как в мотивации студента-магистранта к дальнейшей работе, к развитию собственного потенциала, так и к установлению психологически комфортной атмосферы при освоении учебной дисциплины, унификации моделей русского и китайского речевого поведения.    

Ключевые слова: русский язык как иностранный, китайские студенты, язык специальности, культурная интеграция, межкультурная коммуникация, диалог культур, эмоциональный контакт

Для цитирования: Силаева М.В. О проблеме повышения продуктивнос-ти работы на занятиях по языку специальности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 121–126.

Original article

ABOUT THE PROBLEM OF INCREASING WORK PRODUCTIVITY IN THE LANGUAGE CLASSES OF THE SPECIALTY

Marina V. Silaeva

Shenzhen MSU-BIT University, sofyaberyozkina@yandex.ru

Abstract. Joint educational projects of Russia and China raise the level of international cultural ties to a significant height. However, new connections reveal new problems, primarily related to cultural integration. This phenomenon has determined the relevance of the article. The main task in RKI classes is to establish a psychologically comfortable environment and stable emotional contact with the teacher. The solution to this problem will ensure a high level of proficiency in Russian by Chinese undergraduate students. The scientific novelty of the work consists in a comprehensive approach to the study of the problem of cultural and psychological adaptation of undergraduate students in the Russian language classes. A stable value system and attraction to certain philosophical foundations of the worldview (Lao Tzu) of Chinese students are taken into account. It is particularly difficult to work in the language classes of the specialty, where students need to master the language of their future profession. The performance of the main educational task of the university depends on the level of productivity of work in these classes. Therefore, the author offers a number of solutions to improve efficiency in the language classes of the specialty. Analyzing the practical and theoretical experience of the RKI teachers and relying on the  own observations and developments, the author proves that creative tasks in the language classes of the specialty give excellent results both in motivating the undergraduate student to further work, to develop his own potential, and to establish a psychologically comfortable atmosphere when mastering the discipline, unifying models of Russian and Chinese speech behavior.

Keywords: Russian as a foreign language, Chinese students, specialty language, cultural integration, intercultural communication, dialogue of cultures, emotional contact

For citation: Silaeva M.V. About the problem of increasing work productivity in the language classes of the specialty // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 121–126.

Информация об авторе

Силаева М.В. – кандидат филологических наук, доцент Центра русского языка МГУ-ППИ в Шэньчжэне.

Information about the author

Silaeva M.V. – Ph.D of Philology, Associate Professor of the Russian Language Center of MSU-BIT University.

Статья поступила в редакцию 03.03.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 03.03.2024; approved after reviewing 18.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.