ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ И КИТАЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 8–15. ISSN 2500-350X (online) Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 8–15. ISSN

Научная статья
УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ И КИТАЯ

Бао Луси1, Елена Викторовна Донгаузер2

1Хэйлунцзянский Художественный институт, Харбин, провинция Хэйлундзян, Китайская народная республика, liuxue2020@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-1146-2237

2Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, dong-elena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0400-8360

Аннотация. Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества вновь сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как первостепенные. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акцентуализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае,выявленных на основе сравнительного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Материалом исследования является обобщение опыта преподавания в Харбинском и Аньхойском педагогических университетах (Китай) и опыта преподавания в Уральском государственном педагогическом университете (Россия). В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез научной и методической литературы, изучение педагогического опыта, сравнение, обобщение, конкретизация.Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.  

Ключевые слова: высшее образование, педагогические вузы, формирование, профессионально-ценностные ориентации, студенты, Россия, Китай

Для цитирования: Бао Луси, Донгаузер Е.В. Особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей России и Китая // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 8–15.

Original article 

FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL-VALUES ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS IN RUSSIA AND CHINA

Bao Luxi1, Elena V. Dongauzer2

1 Heilongjiang Art Institute, Harbin, Heilongjiang Province, China, liuxue2020@mail.ru, https://orcid.org/0009-0006-1146-2237
2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, dong-elena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0400-8360

Abstract. The article is devoted to the currently significant issue of the formation of professional and value orientations in the process of training modern teaching staff. Large-scale changes in all spheres of world society have made the problem of orienting future teachers to humanistic values as a priority a real one. This problem involves setting new guidelines for the educational process in pedagogical universities through the accentuation of its axiological direction. The article presents an overview of the features of the process of formation of professional and value orientations of students-future teachers in Russia and China, identified on the basis of a comparative analysis of the teacher training systems of the two countries. The research material is a generalization of teaching experience at Harbin and Anhui Pedagogical Universities (China) and teaching experience at the Ural State Pedagogical University (Russia). The research methods used were analysis and synthesis of scientific and methodological literature, study of teaching experience, comparison, generalization, and specification. The results of the study are of both theoretical interest related to the development of the axiological component of higher pedagogical education, and practical significance, since they can be used in the system of training teachers in both countries at different levels of education.

Keywords: higher education, pedagogical universities, formation, professional and value orientations, students, Russia, China

For citation: Bao Luxi, Dongauzer E.V. Features of formation of professional-values orientations of future teachers in Russia and China // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 8–15.

Информация об авторах

Бао Луси – преподаватель Хэйлунцзянского Художественного института, г. Харбин.

Е.В. Донгаузер – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета.

Information about the authors

Bao Luxi – a lecturer, Heilongjiang Art Institute, Harbin.

E.V. DongauzerPh.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University. 

Статья поступила в редакцию 25.11.2023; одобрена после рецензирования 17.01.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 25.11.2023; approved after reviewing 17.01.2024; accepted for publication 20.03.2024.