ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 137–143. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 137–143. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.922.736.4:159.9.07

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА  

Светлана Александровна Дюпина

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, DyupinaSvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2600-761X

Аннотация. Статья посвящена изучению различий самооценки подростков 13-14-летнего возраста с разными уровнями субъективного переживания состояния одиночества. Диагностика осуществлялась на добровольной основе. В исследовании приняли участие 84 субъекта (53 девочки и 31 мальчик). Выборка была сформирована из обучающихся средних общеобразовательных школ г.о. Орехово-Зуево и г.о. Балашиха. Диагностика состояния одиночества осуществлялась с помощью теста Д. Рассела, М. Фергюсона. Изучение самооценки проводилось с применением методики Р.В. Овчаровой. Результаты исследования показали, что среди подростков преобладали субъекты с высоким уровнем одиночества и низким уровнем самооценки. При повышении уровня субъективного переживания одиночества происходит снижение самооценки. У детей с высоким уровнем субъективного переживания состояния одиночества преобладал низкий уровень самооценки. Среди подростков со средним уровнем субъективного переживания состояния одиночества преобладали высокий и средний уровни самооценки. У обучающихся с низким уровнем субъективного переживания состояния одиночества диагностирован высокий уровень самооценки. Показатели одиночества и самооценки в выделенных нами группах испытуемых значимо различались. Показатели самооценки в группах подростков с разными уровнями переживания состояния одиночества значимо различались.        

Ключевые слова: подростковый возраст, одиночество, субъективное переживание, уровень самооценки

Для цитирования: Дюпина С.А. Особенности самооценки подростков с разными уровнями переживания состояния одиночества // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 137–143.

Original article

FEATURES OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF EXPERIENCE OF LONELINESS

Svetlana A. Dyupina

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, DyupinaSvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2600-761X

Abstract. The article is devoted to the study of differences in the self-esteem of adolescents aged 13-14 with different levels of subjective experience of the state of loneliness. Diagnostics were carried out on a voluntary basis. Eighty-four subjects (53 girls and 31 boys) participated in the study. The sample was formed from students from secondary schools in the town Orekhovo-Zuevo and the town of Balashikha. Diagnosis of the state of loneliness was carried out using the test of D. Russell, M. Ferguson. The study of self-esteem was carried out using the methodology of R.V. Ovcharova. The results of the study showed that among adolescents, subjects with high levels of loneliness and low levels of self-esteem predominated. As the level of subjective experience of loneliness increases, self-esteem decreases. Children with a high level of subjective experience of loneliness had a low level of self-esteem. Among adolescents with an average level of subjective experience of loneliness, high and average levels of self-esteem prevailed. Students with a low level of subjective experience of loneliness were diagnosed with a high level of self-esteem. Indicators of loneliness and self-esteem in the groups of subjects we identified differed significantly. Self-esteem indicators in groups of adolescents with different levels of experience of loneliness differed significantly.

Keywords: adolescence, loneliness, subjective experience, level of self-esteem

For citation: Dyupina S.A. Features of self-esteem in adolescents with different levels of experience of loneliness // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 137–143.

Информация об авторе

С.А. Дюпина – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.A. Dyupina – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of Psychology and Defectology, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 20.12.2023.