ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 49–57. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 49–57. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:51

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ

Юлия Николаевна Житенева1, Лидия Викторовна Смирнова2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1 unzh2011@mail.ru
2 smirnovalidiya@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8366-4675      

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием и развитием критического мышления учащихся при обучении математике. Исследуется один из возможных подходов – применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в школе. За основу взята базовая модель указанной технологии, включающая три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Приводятся примеры реализации технологии критического мышления при изучении отдельных тем на уроках алгебры и геометрии в основной школе. Особое внимание уделяется необходимости учета специфики предмета при применении рассматриваемой технологии в учебном процессе. При обучении математике наибольшие трудности вызывает работа с математическими текстами. Это является ключевым моментом при выборе приемов технологии критического мышления и её реализации на практике. В статье указаны направления наиболее эффективного применения рассматриваемой технологии при обучении математике. К ним можно отнести, например, решение практико-ориентированных задач, доказательство теорем и решение задач повышенной сложности из курса геометрии. Технологию развития критического мышления через чтение и письмо предлагается применять на разных этапах решения математических задач, в том числе при анализе полученного результата.

Ключевые слова: педагогические технологии, критическое мышление, технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы и методы, обучение математике

Для цитирования: Житенева Ю.Н., Смирнова Л.В. Особенности применения технологии развития критического мышления в преподавании математики // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 49-57.

Original article

FEATURES OF THE APPLICATION OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY IN TEACHING MATHEMATICS

Yulia N. Zhiteneva1, Lidiya V. Smirnova2 

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1 unzh2011@mail.ru
2 smirnovalidiya@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8366-4675      

Abstract. The article deals with issues related to the formation and development of critical thinking of pupils in teaching mathematics. One of the possible approaches is investigated – the use of technology for the development of critical thinking through reading and writing in maths lessons at school. The basic model of this technology is taken as a basis, which includes three stages: challenge, comprehension and reflection. Examples of the implementation of critical thinking technology in the study of individual topics in algebra and geometry lessons at primary school are given. Particular attention is paid to the need of taking into account the specifics of the subject when applying the technology in question in the educational process. When teaching mathematics, the greatest difficulties are caused by working with mathematical texts. This is the key point in choosing the techniques of critical thinking technology and its implementation in practice. The article indicates the most effective areas of application of the technology in question in teaching mathematics.

Keywords: pedagogical technologies, critical thinking, technology for the development of critical thinking through reading and writing, techniques and methods, teaching mathematics

For citation: Zhiteneva Yu.N., Smirnova L.V. Features of the application of critical thinking development technology in teaching mathematics // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 49–57.

Информация об авторах

Ю.Н. Житенева — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и физики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Л.В. Смирнова — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и физики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

Yu.N. Zhiteneva – Ph.D. of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Chair of Computer Science and Physics, State University of Humanities and Technology.

L.V. Smirnova – Ph.D. of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Chair of Computer Science and Physics, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 21.03.2023; одобрена после рецензирования 05.05.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 21.03.2023; approved after reviewing 05.05.2023; accepted for publication 26.06.2023.