ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ АВСТРИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 21–28. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 21–28. ISSN 2500-350X (online)

Обзорная статья
УДК 37.016:811

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛАХ АВСТРИИ

Татьяна СеменовнаБутырская

Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Москва, Россия,

T.Butyrskaia@academygps.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены общие особенности преподавания русского языка как иностранного в начальных классах вальдорфской школы, а также взгляды Рудольфа Штайнера и других исследователей на вопросы преподавания иностранных языков. В статье показан опыт преподавания русского языка в вальдорфских школах Австрии и приведены рекомендации для более эффективного его усвоения, определены основные посылы вальдорфской педагогики в отношении формирования личности ребенка, а также роль иностранных языков в данном процессе. Рассмотрено обоснование применения на уроках прямого метода изучения русского языка с точки зрения вальдорфской педагогики посредством антропологического подхода и учёта возрастных особенностей развития ребенка. Отмечены особенности в построении урока русского языка в начальных классах вальдорфской школы, сделаны акценты на изменениях учебного материала и формах его подачи в зависимости от класса начальной школы. Подчеркнута важность ритмической структуры урока, определена ее суть и сделан акцент на важности принципа «вдоха и выдоха», который, наряду с ритмической организацией учебного процесса, является одним из концептуальных частей вальдорфской педагогики.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, методы обучения иностранным языкам, вальдорфская школа, родной язык, метод погружения

Для цитирования: Бутырская Т.С. Особенности изучения русского языка как иностранного в вальдорфских школах Австрии // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 21-28.

Original article

FEATURES OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN WALDORF SCHOOLS IN AUSTRIA

Tatiana S. Butyrskaya

State Fire Academy Service of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia, T.Butyrskaia@academygps.ru

Abstract. The article is devoted to general features of teaching Russian as a foreign language in primary classes of Waldorf schools, Rudolf Steiner and other researchers’ views concerning teaching foreign languages are also presented. The article demonstrates the experience of teaching the Russian language in Waldorf schools in Austria and suggests recommendations for more effective language learning; the main points of Waldorf pedagogics concerning the child’s personality formation as well as the role of foreign languages in this process are defined. The article considers the rationale for the direct method application of learning Russian at lessons from the point of view of Waldorf pedagogics through the anthropological approach and taking into account the age characteristics of the child’s development. The main features in the plan of the Russian language lesson in primary classes of the Waldorf school are noted, the emphases are placed on changes in the educational material and forms of its presentation depending on the primary school grade. The importance of the rhythmic structure of the lesson is emphasized, its essence is defined and the principle of “inhalation and exhalation” is focused on, which, along with the rhythmic organization of the educational process, is one of the conceptual parts of Waldorf pedagogy.

Key words: Waldorf pedagogy, foreign language teaching methods, Waldorf school, native language, immersion method

For citation: Butyrskaya T.S. Features of learning russian as a foreign language in waldorf schools in Аustria // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 21–28.

Информация об авторе

Т.С. Бутырская – кандидат биологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков академии Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Information about the author

Т.S. Butyrskaya–Ph.D. of Biology, Associate Professor of the Chair of Foreign and Russian Languages, State Fire Academy Service of EMERCOM of Russia.

Статья поступила в редакцию 30.03.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 30.03.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 26.06.2023.