ОБРАЗ ХРАМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ И. ШМЕЛЕВА И В РУССКОМ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 193-200. ISSN 2500-350X (online)  
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 193-200. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1.09:27

ОБРАЗ ХРАМА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ И. ШМЕЛЕВА И В РУССКОМ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Михаил Владимирович Яковлев1,2

1Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, 79104310619@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5211-6994 
2Государственный университет просвещения, Москва, Россия

Аннотация. Статья создана по материалам доклада на III Международном форуме «Литература русского зарубежья. Прошлое и настоящее. Шмелевские чтения» в Институте мировой литературы и Доме русского зарубежья. Она посвящена осмыслению многозначного образа храма в художественном мире И.С.Шмелева и в русском историко-литературном контексте. Цель статьи заключается в определении художественных принципов, позволяющих интерпретировать социокультурный, психологический и духовный опыт Шмелева и других авторов аспекте мифологического мышления. Конкретные задачи касаются сравнения и трактовки определенных художественных текстов в системе неомифологического творчества. Последовательный сопоставительный анализ творчества И.С. Шмелева, Вл. Соловьева, А.А. Блока, С.А. Есенина, М.В. Ломоносова, М.А. Волошина, Д.Л. Андреева и других авторов не проводился. Однако между ними есть несомненная общность. Образ храма привлекал авторов как воплощение Царствия Божия на земле, как зримый и осязаемый Символ Софии. Красота архитектуры, фрески, иконы, музыкальное выражение богослужения, ритуальная символика создавали сложный эффект присутствия духовного откровения в материальном мире. Человек, молящийся в храме, переживает сложное состояние транса, меняющего его внутренний мир и философские представления о природе. Пребывание в общине верующих, участие в религиозных таинствах становится формой духовного коллективизма. Литургическая поэзия и личная молитва оказываются источником вдохновения в собственном художественном творчестве.  Произведения, связанные с образом храма, сыграли в литературе важную роль с точки зрения представлений о времени и вечности, земном и небесном, человеческом и божественном единой духовной реальности, русской жизни и веры.

Ключевые слова: И. Шмелев, храм, икона, молитва, красота, софийность, апокалиптика, художественная словесность

Для цитирования: Яковлев М.В. Образ храма в художественном пространстве И. Шмелева и в русском историко-литературном контексте // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4.
С. 193–200.

Original article

THE IMAGE OF THE TEMPLE IN THE ARTISTIC SPACE OF I. SHMELEV AND IN THE RUSSIAN HISTORICAL AND LITERARY CONTEXT

Mikhail V. Yakovlev1,2 

1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, 79104310619@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5211-6994
2State University of Education, Moscow, Russia 

Abstract. The article was created based on the materials of the report at the III International Forum «Literature of the Russian Abroad. Past and present. Shmelev readings» at the Institute of World Literature and the House of Russian Abroad. It is devoted to the understanding of the ambiguous image of the temple in the artistic world of I.S. Shmelev and in the Russian historical and literary context. The purpose of the article is to define artistic principles that allow interpreting the socio-cultural, psychological and spiritual experience of Shmelev and other authors in the aspect of mythological thinking. Specific tasks relate to the comparison and interpretation of certain artistic texts in the system of neo-mythological creativity. A consistent comparative analysis of the works of I.S. Shmelev, Vl. Solovyov, A.A. Blok, S.A. Yesenin, M.V. Lomonosov, M.A. Voloshin, D.L. Andreev and other authors has not been carried out. However, there is an undeniable commonality between them. The image of the temple attracted the authors as the embodiment of the Kingdom of God on earth, as a visible and tangible Symbol of Sofia. The beauty of architecture, frescoes, icons, musical expression of worship, ritual symbolism created a complex effect of the presence of spiritual revelation in the material world. A person praying in a temple experiences a complex state of trance that changes his inner world and philosophical ideas about nature. Staying in a community of believers and participating in religious sacraments becomes a form of spiritual collectivism. Liturgical poetry and personal prayer turn out to be a source of inspiration in their own artistic work. The works related to the image of the temple have played an important role in literature in terms of ideas about time and eternity, earthly and heavenly, human and divine, a single spiritual reality, Russian life and faith.

Keywords: I. Shmelev, temple, icon, prayer, beauty, sophistry, apocalypse, artistic literature.

For citation: Yakovlev M.V. The image of the temple in the artistic space of I. Shmelev and in the russian historical and literary context // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 193–200.

Информация об авторе

М.В. Яковлев – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета; профессор кафедры русской и зарубежной литературы Государственного университета просвещения.

Information about the author

M.V. Yakovlev – Doctor of Philology, Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology; Professor of the Chair of Russian and Foreign Literature, State University of Education.

Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 03.11.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 16.10.2023; approved after reviewing 03.11.2023; accepted for publication 20.12.2023.