ОБРАЗ РОЗЫ В ЛИРИКЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 180–186. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 180–186. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-1.09:81

ОБРАЗ РОЗЫ В ЛИРИКЕ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ

Ирина Алексеевна Пушкарева1, Юлия Евгеньевна Пушкарева2

1Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета, Новокузнецк, Россия, Irina_Pushkareva2016@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2161-4039
2Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург, Россия, j.e.pushkareva2016@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-4592-8001

Аннотация. Актуальность статьи определяется семантической насыщенностью образа розы в поэтическом дискурсе и её недостаточной изученностью на материале творчества М. И. Цветаевой, которая включает слово «роза» в лексическую структуру 67 стихотворений – от юношеской лирики до 1925 г. В 26 из них использована форма единственного числа. В статье представлены результаты семантико-стилистического анализа употребления слова-образа «роза». Впервые рассмотрена динамика его употребления – от стихотворений «Вечернего альбома» до лирики 1920-х гг. Все стихотворения, содержащие слово-образ «роза» в форме единственного числа, написаны до эмиграции. Роза – совершенный мир красоты и любви, зовущий героиню, но воплощённый в реальности как час, украденный у вечности. В стихотворениях «Вечернего альбома» образ розы помогает запечатлеть различные истории – от ситуативных зарисовок до более развёрнутых сюжетов. В «Юношеских стихах» наблюдается изменение роли образа розы: она становится художественной деталью, включённой в портреты людей, впечатливших лирическую героиню. В период 1916–1919 гг. представлены стихотворения-портреты и стихотворения-зарисовки, в которых слово-образ «роза» связано с художественными деталями, создающими психологический план текста, рисующими внутренний мир объекта изображения. В 1920-е гг. описательные контексты с образом розы углубляются, обогащаются имплицитными смыслами. Звучит тема текущего времени и непреходящего, истинного часа, подчёркнуты драматизм и психологизм созданных образов любящих и отвергнутых.

Ключевые слова: флоросемантика, идиостиль, лирика М. Цветаевой, периоды творчества М. Цветаевой, слово-образ, семантико-стилистический анализ

Для цитирования: Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Образ Розы в лирике М.И. Цветаевой // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 180–186.

Original article 

IMAGE OF A ROSE IN THE POETRY BY M. I. TSVETAEVA

Irina A. Pushkareva1, Yulia E. Pushkareva2

1Kuzbass Institute of Humanities and Pedagogy, Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia, Irina_Pushkareva2016@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2161-4039
2Northwestern Management Institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia, j.e.pushkareva2016@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-4592-8001

Abstract. The article considers a significant and insufficiently studied subject: the image of a rose in the verses by Tsvetaeva who includes this image into 67 verses, from her early poetry to 1925. The image is expressed with a singular word in 26 texts. The article represents results of the semantic and stylistic analysis of the word-image rose. The dynamics of the word-image is examined for the first time and followed from the collection The Evening Album to the poetry of the 1920s. All the verses containing the word-image rose in a singular form were written before the emigration. The rose is an ideal world of love and beauty calling for the heroine but existing in the reality just as an hour stolen from eternity. In the verses from The Evening Album, the image of a rose shapes various stories, from short sketches to expanding plots. In Youthful Verses, the role of the image changes: it becomes a detail into portraits of the people impressing the heroine. In 1916–1919, the word-image rose is tied to the details creating a psychological plot of the text, a human internal world. In 1920s, descriptive contexts with the word-image rose gain new implicit senses associated with such topics as time, eternity, tragic love.

Keywords: semantics of flowers, idiostyle, poetry by M. I. Tsvetaeva, periods of creativity of M. I. Tsvetaeva, word-image, semantic and stylistic analysis

For citation: Pushkareva I.A., Pushkareva Y.E. Image of a Rose in the poetry by M.I. Tsvetaeva // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 180–186.

Информация об авторах 

И.А. Пушкарева – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и литературы Кузбасского гуманитарно- педагогического института Кемеровского государственного университета.

Ю.Е. Пушкарева – кандидат филологических наук, преподаватель английского языка факультета среднего профессионального образования Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Information about the authors

I.A. Pushkareva – Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Chair of  the Russian Language and Literature, Kuzbass Institute of Humanities and Pedagogy, Kemerovo State University.

Yu.E. Pushkareva – Ph.D. of Philology, the English teacher of the Faculty of Secondary Vocational Education, Northwestern Management Institute,  Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Статья поступила в редакцию 01.11.2023; одобрена после рецензирования 01.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 01.11.2023; approved after reviewing 01.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.