НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 482–158. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 148–158. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 159.9

НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРОСОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ

Акимова Маргарита Константиновна¹, Галстян Ольга Александровна²
¹Институт психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, m.k.akimova@rambler.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3276-9108
²Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, o-galstyan@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3371-2181

Аннотация. В исследовании были смоделированы профили неинституциональной активности студенческой молодежи на основе переменных, соответствующих операционному и мотивационному аспектам. В качестве переменных, отражающих операционный аспект гражданской активности, были определены действия, совершаемые в повседневных, неформальных, предполагающих оказание помощи другим людям, ситуациях. В качестве переменных, отражающих мотивационный аспект, выступили моральные мотивы социального взаимодействия такие, как честность, доверие и солидарность. Выяснилось, что неформальная просоциальная активность студентов в первую очередь реализуется за счет таких исполнительских действий, которые предполагают установление горизонтальных и вертикальных связей в сотрудничестве с другими людьми, а также за счет собственной, индивидуальной активности в проблемной ситуации. К основным активаторам гражданского участия студентов были отнесены положительные чувства к другим людям, патриотизм, проявляющийся в идентификации со страной и соотечественниками, а так же гражданская ответственность. Было установлено, что студенты склонные к неформализованному оказанию помощи другим людям зачастую отказываются от открытого выражению подлинного смысла своих действий, а также имеют небольшой дефицит доверия к себе, который возможно восполняют, оказывая помогающие действия.

Ключевые слова: социальная активность, неинституциональная активность, гражданское участие, просоциальная активность,студенческая молодежь

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта 20-013-00245.

Для цитирования: Акимова М.К., Галстян О.А. Неинституциональная просоциальная активность студенческой молодежи: анализ профилей // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 148-158.

Original article

NEOINSTITUTIONAL PROSOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS: PROFILE ANALYSIS

Margarita K. Akimova1, Olga A. Galstyan2
¹Vygotsky Institute of Psychology of the Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, m.k.akimova@rambler.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3276-9108
²State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia, o-galstyan@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3371-2181

Abstract. In the study, profiles of non-institutional activity of students were modeled based on variables corresponding to operational and motivational aspects. As variables reflecting the operational aspect of civic engagement, actions performed in everyday, informal situations involving assistance to other people were identified. The variables reflecting the motivational aspect were moral motives of social interaction such as honesty, trust and solidarity. It turned out that the informal prosocial activity of students is primarily realized through such performing actions that involve the establishment of horizontal and vertical connections in cooperation with other people, as well as through their own, individual activity in a problematic situation. The main activators of students’ civic participation included positive feelings towards other people, patriotism manifested in identification with the country and compatriots, as well as civic responsibility. It was found that students who tend to informally help other people often refuse to openly express the true meaning of their actions, and also have a small lack of self-confidence, which they may fill by providing helping actions.

Keywords: social activity, non-institutional activity, civic participation, prosocial activity, student youth

Financing. The research was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of the scientific project 20-013-00245.

For citation: Akimova М.К., Galstyan О.А. Neoinstitutional prosocial activity of students: profile analysis // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 148–158.

Сведения об авторах

М.К. Акимовадоктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

О.А. Галстян — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.K. Akimova — Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of General Psychology of the Vygotsky Institute of Psychology of the Russian State University for the Humanities.

O.A. Galstyan — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of  Psychology and Defectology of the State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.