К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (статья 1)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 106–114. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 106–114. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:54

К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (статья 1)[1]

Татьяна Владимировна Попова,1 Светлана Ивановна Зыкова,2 Ольга Михайловна Плужник3
1,2,3Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1tvpopova45@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0426-3126
2svetlana-zykova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5031-6092
3 olmi64@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-4456-0851

Аннотация. Химия – это фундаментальная естественнонаучная дисциплина, важнейшими функциями которой являются создание теоретической базы для овладения смежными дисциплинами и формирование творческого мышления обучающихся. Одним из узловых моментов курса химии является учение о химической связи. Феномен химической связи сложен и многогранен, и поэтому до настоящего времени не существует единого подхода в преподавании этой темы, что является основной причиной трудностей, возникающих как у начинающих, так и у опытных преподавателей. Разработка новых методических приёмов в преподавании учения о химической связи, которые должны быть основаны на корректном анализе современных теорий химической связи, имеющих квантово-механическое обоснование, становится весьма актуальной. Мы предлагаем вариант изучения темы «Химическая связь» в разделе «Строение вещества» курса химии средней школы, который отвечает современному уровню состояния химической науки и развивает у учащихся способность мыслить системно.

Структура и содержание темы «Химическая связь», в предлагаемом варианте, представляет собой последовательное раскрытие самого процесса образования химической связи и отмену традиционного выделения двух типов химической связи «ковалентная» и «ионная». Для идентификации молекул разных веществ рекомендуется использование количественных характеристик химической связи, а сам термин «химическая связь» применять только для характеристики молекул веществ, выделяя особо все виды взаимодействия молекул между собой, определяющие реальное состояние вещества.

Ключевые слова: химическая связь, валентность, количественные характеристики химической связи, строение молекул

Для цитирования: Попова Т.В., Зыкова С.И., Плужник О.М. К изучению темы «Химическая связь» в курсе химии средней школы (статья 1) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1.
С. 106–114.

Original article

ON STUDYING THE TOPIC “CHEMICAL BONDING” IN A SECONDARY SCHOOL CHEMISTRY COURSE (Article 1)

Tatyana V. Popova1, Svetlana I. Zykova2,Olga M. Pluzhnyk3
1,2,3State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1tvpopova45@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0426-3126
2svetlana-zykova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5031-6092
3olmi64@mail.ru, https://orcid.org/0009-0003-4456-0851

Abstract. Chemistry is a fundamental natural science discipline, the most important functions of which are the creation of a theoretical basis for mastering related disciplines and the formation of creative thinking in students. One of the key points of a chemistry course is the doctrine of chemical bonds. The phenomenon of chemical bonding is complex and multifaceted, and therefore, until now there is no single approach to teaching this topic, which is the main reason for the difficulties encountered by both beginners and experienced teachers. The development of new methodological techniques in teaching the doctrine of chemical bonding, which should be based on a correct analysis of modern theories of chemical bonding that have a quantum mechanical basis, is becoming very relevant. We offer an option for studying the topic “Chemical Bonding” in the “Structure of Matter” section of the secondaary school chemistry course, which meets the current level of chemical science and develops pupils’ ability to think systematically.

The structure and content of the topic “Chemical bonding” in the proposed version represents a consistent disclosure of the very process of formation of a chemical bond and the abolition of the traditional separation of two types of chemical bonds “covalent” and “ionic”. To identify molecules of different substances it is recommended to use quantitative characteristics of a chemical bond, and the term “chemical bond” itself is used only to characterize the molecules of substances, highlighting especially all types of interactions between molecules that determine the real state of the substance.

Keywords: chemical bond, valency, quantitative characteristics of a chemical bond, molecular structure

For citation: Popova T.V., Zykova S.I., Pluzhnyk O.M. On studying the topic “Chemical bonding” in a secondary school chemistry course (article 1) // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 106–114.

Информация об авторах

Попова Т.В. – кандидат химических наук, профессор, заведующая кафедрой фармакологии и фармацевтических дисциплин Государственного гуманитарно-технологического университета.

С.И. Зыкова– кандидат химических наук, доцент кафедры фармацевтической химии и фармакогнозии Государственного гуманитарно-технологического университета.

О.М. Плужник– кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и методики преподавания Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

T.V. Popova– Ph.D. of Chemistry, Professor, Head of the Chair of Pharmacology and Pharmaceutical Disciplines, State University of Humanities and Technology.

S.I. Zykova– Ph.D. of Chemistry, Associate Professor of the Chair of Pharmaceutical Chemistry and Pharmacognosy, State University of Humanities and Technology.

O.M. Pluzhnik– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 19.02.2024; одобрена после рецензирования 15.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 19.02.2024; approved after reviewing 15.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.


[1]Работа выполнена в рамках проекта «Методические основы формирования системных знаний в общеобразовательной школе»