К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 43–48. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 43–48. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.01

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Елена Викторовна Донгаузер1, Елена ОлеговнаГаспарович2

1Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, dong-elena@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0400-8360

2Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, geo1605@yandex.ru,  https://orcid.org/0000-0001-5003-3917

Аннотация. В данной статье авторами изложено теоретическое обоснование реализации экосистемного подхода как нового направления развития образования. Проведен психолого-педагогический анализ научной литературы по вопросу исследования, в ходе которогопредставлено понятийное осмысление категорий «экосистема» и «экосистемный подход» в образовании, дано определение понятия «экосистема учреждения образования»; анализируются формирующие аспекты и базовые характеристики образовательных экосистем, на основе которых сформулированы преимущества данного явления по сравнению с традиционными институциональными моделями. Цель статьи – определить сущность феномена «образовательная экосистема» с позиций гибкости, открытости и способности к модернизации, и акцентировать возможности применения экосистемного подхода в деятельности современных учреждений образования. Методами исследования являлись сравнительный анализ и синтез, обобщение, конкретизация. В качестве выводов обозначены основные принципы экосистемного подхода в образовании, подчеркивающие, что применение феномена «образовательная экосистема» на практике состоит не только в глобальном переосмыслении ролей всех субъектов образовательного процесса, кардинальном изменении целей и задач образования, но и в создании эффективных условий для непрерывного всестороннего развития обучающихся на всех уровнях современной системы образования.

Ключевые слова: экосистема, экосистемный подход, образование, развитие, обучающиеся

Для цитирования: Донгаузер Е.В., Гаспарович Е.О. К вопросу о сущности экосистемного подхода в образовании // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 43-48.

Original article 

ON THE QUESTION OF THE ESSENCE OF THE ECOSYSTEM APPROACH IN EDUCATION

Elena V. Dongauzer1, Elena O. Gasparovich2
1Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, dong-elena@yandex.ru, ttps://orcid.org/0000-0003-0400-8360
2Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia, geo1605@yandex.ru,  https://orcid.org/0000-0001-5003-3917

Abstract. In this article, the authors present a theoretical justification for the implementation of the ecosystem approach as a new direction in the development of education. A psychological and pedagogical analysis of the scientific literature on the issue of the study was carried out, during which a conceptual understanding of the categories «ecosystem» and «ecosystem approach» in education is presented, a definition of the concept «ecosystem of an educational institution» is given; the forming aspects and basic characteristics of educational ecosystems are analyzed, on the basis of which the advantages of this phenomenon are formulated in comparison with traditional institutional models. The purpose of the article is to define the essence of the phenomenon of «educational ecosystem» from the standpoint of flexibility, openness and ability to modernize, and to emphasize the possibilities of applying the ecosystem approach in the activities of modern educational institutions. The research methods were comparative analysis and synthesis, generalization, concretization. As conclusions, the main principles of the ecosystem approach in education are outlined, emphasizing that the application of the phenomenon of «educational ecosystem» in practice consists not only in a global rethinking of the roles of all subjects of the educational process, a radical change in the goals and objectives of education, but also in creating effective conditions for continuous comprehensive development of students at all levels of the modern education system.

Keywords:  ecosystem, ecosystem approach, education, development, students

For citation: Dongauzer E.V., Gasparovich E.O. On the question of the essence of the ecosystem approach in education // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 43–48.

Информация об авторах

Е.В. Донгаузер – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета.

Е.О. Гаспарович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом и психологии Уральского федерального университета им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.

Information about the authors

E.V. DongauzerPh.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University.  

Е.O. GasparovichPh.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023; одобрена после рецензирования 20.04.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 13.03.2023; approved after reviewing 20.04.2023; accepted for publication 26.06.2023.