КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ОНОМАСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭРГОНИМОВ Г.ОРЕХОВО-ЗУЕВО)

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 133–141. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 133–141. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-1.09

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ОНОМАСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЭРГОНИМОВ Г.ОРЕХОВО-ЗУЕВО)

Елена Петровна Филиппова1, Ольга Сергеевна Шемонаева2
1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия,
1filippova.elena.68@mail.ru
2olser09@mail.ru

Аннотация.В данной статье рассматриваются возможности использования в рамках аксиологического подхода на уроках русского языка материалов относительно молодой области ономастики – эргонимики, что и определяет актуальность данного исследования. Исходным материалом послужили эргонимы подмосковного города Орехово-Зуево, которые проанализированы в статье на предмет их образования, лексико-грамматической отнесенности, способа номинации и функций (номинативной, информативной, прагматической, мемориальной, эстетической, охраны собственности и др.). Новизна работы связана не только с неосвоенным «местным» языковым материалом, но и с тем, что исследование проведено на основе пересечения различных отраслей ономастики: эргонимики с топонимикой, антропонимикой, мифонимикой, зоонимикой и фитонимикой (так называемая трансонимизация). При этом предпринимается попытка культурологического и прагматического осмысления онимов, выявляются условия, требования для создания эргонимов нового типа, в основе которых лежит символическая номинация. Цель статьи состоит в исследовании и классификационном описании «местных» эргонимов. Конкретные задачи заключаются в необходимости выработать методические обоснования для использования богатейшего местного ономастического материала в школе как на рабочих уроках, так и на уроках развития речи, интегрированных уроках и в проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: эргонимы, ономастика, оним, имя собственное, аксиологизация

Для цитирования: Филиппова Е.П., Шемонаева О.С. Культурологические и методические аспекты изучения и преподавания ономастики (на примере эргонимов г. Орехово-Зуево) // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 133-141.

Original article

CULTUROLOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS IN THE STUDY AND TEACHING OF ONOMASTICS (ON THE EXAMPLE OF THE TOWN OF OREKHOVO-ZUEVO)

Elena P. Filippova1, Ol’ga S. Shemonaeva2
1, 2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1filippova.elena.68@mail.ru
2olser09@mail.ru

Abstract. The article deals with the potentialities of the use of ergonymics, which is a relatively new onomastics section, at the Russian language lessons in the context of axiological approach. This is where the research relevance lies. The source material was the ergonyms of the town of Orekhovo-Zuevo situated in Moscow Region. Those are analyzed in the article to show their formation, lexico-grammatical attribution, ways of nomination and functions (nominative, informative, pragmatic, memorial, aesthetic, property protection, etc.). The novelty of the work is not only in the use of the poorly studied «local» language material, but also in the fact that the study was conducted in the intersection of various branches of onomastics: ergonymics, toponymy, anthroponymy, mythonymy, zoonymy and phytonymy (the so-called transonymization). At the same time we made an attempt of culturological and pragmatic interpretation of onyms, we determined the conditions and the requirements of the formation of a new type ergonyms based on a symbolic nomination. The purpose of the article is to study and classify the description of «local» ergonyms. Specific tasks consist in developing methodological basis for the use of the extremely rich local onomastic material at school, both at working lessons and at speech development lessons, integrated lessons and in project activities of students.

Key words: ergonyms, onomastics, onyms, proper names, axiologisation

For citation: Filippova Е.Р., Shemonaeva O.S. Culturological and methodological aspects in the study and teaching of onomastics (on the example of the town of Orekhovo-Zuevo) // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 133–141.

Информацияобавторах

Е.П. Филиппова – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

О.С. Шемонаева – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.P. Filippova –Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

O.S. Shemonaeva – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.