ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ.

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 28–34. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 28–34. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.016:94(470+571)]:821.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВВ.

Ольга ЮрьевнаБухаренкова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, bukharenkova_oy@ggtu.ru

Аннотация. Во второй половине XIX – начале XX века в России начался процесс модернизации. Он затронул все сферы жизни общества. Однако наиболее ощутимые изменения произошли в экономической и социальной сферах. Этот сложный и противоречивый процесс не нашел должного отражения в учебной литературе, что затрудняет его восприятие школьниками. В этих условиях учителя вынуждены привлекать различные дополнительные источники для раскрытия темы. Однако поиск дополнительных материалов существенно увеличивает время на подготовку к занятию.  В данной статье рассмотрен историко-образовательный потенциал некоторых литературных произведений, в том числе входящих в школьную программу. Использование фрагментов литературных произведений на уроках позволяет сформировать у учеников образное представление о происходивших процессах, показать реакцию современников на изменения. Автором предложены вопросы для организации работы учащихся с этими произведениями на уроках истории. Яркие образы эпохи, предстающие перед читателем на станицах произведений И. Бунина, Л. Толстого, А. Чехова и др., позволяют сделать современных подростков сопричастными тем сложнейшим изменениям, которые происходили в российском обществе более 100 лет назад.

Ключевые слова: модернизация, традиционное общество, промышленный переворот, железная дорога, капитализм

Для цитирования: Бухаренкова О.Ю. Использование фрагментов литературных произведений при изучении особенностей российской модернизации конца xix — начала xx вв. // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 28-34.

Original article 

THE USE OF FRAGMENTS OF LITERARY WORKS IN THE STUDY OF THE FEATURES OF RUSSIAN MODERNIZATION OF THE LATE XIX — EARLY XX CENTURIES

OlgaYu. Bukharenkova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, bukharenkova_oy@ggtu.ru 

Abstract. In the second half of the XIX – early XX century, the process of modernization began in Russia. He touched all spheres of society. However, the most tangible changes have occurred in the economic and social spheres. This complex and contradictory process has not been properly reflected in the educational literature, which makes it difficult for schoolchildren to perceive it. In these conditions, teachers are made to involve various additional sources to disclose the topic. However, the search for additional materials significantly increases the time to prepare for the lesson. This article considers the historical and educational potential of some literary works, including those included in the school curriculum. The use of fragments of literary works in the classroom allows pupils to form a figurative idea of the processes that took place, to show the reaction of contemporaries to changes. The author suggests questions for the organization of pupils’ work with these works in history lessons. The vivid images of the epoch that appear before the reader on the pages of the works by I. Bunin, L. Tolstoy, A. Chekhov, etc., allow to do modern teenagers involved in the most complex changes that took place in Russian society more than 100 years ago.

Keywords: modernization, traditional society, industrial revolution, railway, capitalismFor citation: Bukharenkova O.Yu. The use of fragments of literary works in the study of the features of russian modernization of the late xix — early xx centuries // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 28–34.

Информация об авторе

О.Ю. Бухаренкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

O.Yu. Bukharenkova – Ph.D. of History, Associate Professor of the Chair of History and Humanities, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 26.05.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 26.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.