ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ И КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 96–104. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 96–104. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНЕЙНОЙ И КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИЙ

Елена Николаевна Сачкова1, Сергей Николаевич Сачков2
1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1ensachkova@mail.ru, https://orcid.org/0009-0001-4625-2073
2snsachkov@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0003-0051-9013

Аннотация. В статье представлены разработанные авторами практикоориентированные задания, которые могут быть использованы на уроках математики в школе. Практикоориентированные задания способствуют формированию математической грамотности и вовлечению учеников в исследовательскую деятельность. Для решения таких заданий обучающимся необходимо реальную жизненную проблему сформулировать в виде математической задачи, построить математическую модель задачи и дать интерпретацию полученному математическому решению. Практикоориентированные задания, приведенные в статье, сгруппированы в два блока. При решении заданий первого блока применяются свойства коэффициентов линейной функции, сформулированные в виде, отражающем их содержательный смысл и удобном для решения задач практической направленности. Решение таких задач может быть выполнено графическим или аналитическим методом. Задание из второго блока может быть использовано при изучении свойств квадратичной функции, в процессе его решения обучающиеся знакомятся со всеми основными этапами работы с практикоориентированными задачами, при этом на этапе работы с математической моделью предлагается использовать приложение Geogebra. Представленные задания позволяют разнообразить дидактические материалы, используемые при изучении и применении свойств линейной и квадратичной функций, внести в уроки математики практикоориентированную составляющую.

Ключевые слова: практикоориентированные математические задания, линейная функция, квадратичная функция, график функции

Для цитирования: Сачкова Е.Н., Сачков С.Н. Использование практикоориентированных задач при изучении линейной и квадратичной функций // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 96–104.

Original article

The use of practice-oriented problems in the study of linear and quadratic functions

Elena N. Sachkova1, Sergey N. Sachkov2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1ensachkova@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-4625-2073
2snsachkov@yandex.ru, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0051-9013

Abstract. The article presents practice-oriented tasks that can be used in math lessons at school. Practice-oriented tasks contribute to the formation of mathematical literacy and the involvement of students in research activities.To solve such tasks, students need to formulate a real-life problem in the form of a mathematical problem, construct a mathematical model of the problem and interpret the resulting mathematical solution. The practice-oriented tasks presented in the article are grouped into two blocks. When solving the tasks from first block, the properties of the coefficients of the linear function are used, formulated in a form that reflects their practical meaning and is convenient for solving practical problems. The solution of such problems can be constructed graphically or analytically. The task from the second block can be used when studying the properties of a quadratic function.In the process of solving it, students get acquainted with all the main stages of working with practice-oriented problems. At the stage of working with the mathematical model, we propose to use the Geogebra application. The presented tasks make it possible to diversify the didactic materials used in the study and application of the properties of linear and quadratic functions, to introduce a practice-oriented component into mathematics lessons.

Keywords: practice-oriented mathematical tasks, linear function, quadratic function, function graph

For citation: Sachkova E.N., Sachkov S.N. The use of practice-oriented problems in the study of linear and quadratic functions // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 96–104.

Информация об авторах

Е.Н. Сачкова – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета

С.Н. Сачков – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и экономики Государственного гуманитарно-технологического университета

Information about the authors

E.N. Sachkova – Ph.D. of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

S.N. Sachkov – Ph.D. of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Chair of Mathematics and Economics, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 21.11.2023; одобрена после рецензирования 02.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 21.11.2023; approved after reviewing 02.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.