ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРИЕМА МОНТАЖ В РОМАНЕ В.Е. МАКСИМОВА «СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 163–169. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 163–169. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО ПРИЕМА МОНТАЖ В РОМАНЕ В.Е. МАКСИМОВА «СЕМЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ»

Владимир Анатольевич Бодров
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, v-bodrov@list.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме литературной кинематогра-фичности, а именно использованию В.Е. Максимовым приема монтажа в романе «Семь дней творения». В первой части освещена история вопроса, определена роль приема монтажа в кинематографе и художественной литературе, предложены различные трактовки монтажной техники.

В основной части статьи автор определяет монтаж как один из основных кинематографических приемов в художественной литературе, анализирует эпизоды использования В.Е. Максимовым приема монтажа в романе в совокупности с другими кинематографическими приемами – сменой плана, подвижной камерой, флэшбэком.

В заключительной части статьи автор приходит к выводу, что, используя монтажную технику, В.Е. Максимов в романе «Семь дней творения» добивается 1) создания необходимой динамики, многослойности, позволяющих рассмотреть эпизод с разных точек и тем самым очень реалистично представить изображаемое, в частности, путем смены планов и словесной экономии; 2) сжимания и растягивания художественного времени; 3) расширения повествовательного пространства; 4) передачи не только движение внутри эпизода, его изменения, но и движения персонажа, перемещения его точки зрения в пространстве; 5) создания ситуации необходимого эмоционального и эстетического переживания.

Ключевые слова: «Семь дней творения», В.Е. Максимов, литературная кинематографичность, монтаж в художественной литературе

Для цитирования: Бодров В.А. Использование кинематографического приема монтаж в романе В.Е. Максимова «Семь дней творения» // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 163–169.

Original article

THE USE OF CINEMATOGRAPHIC TECHNIQUE EDITING IN THE NOVEL BY V.E. MAKSIMOV «SEVEN DAYS OF CREATION»

Vladimir A. Bodrov
State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, v-bodrov@list.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of literary cinematography, namely V.E. Maksimov’s use of the editing technique in the novel «Seven Days of Creation». In the first part, the history of the issue is highlighted, the role of installation techniques in cinematography and fiction is determined, and various interpretations of installation techniques are proposed.

In the main part of the article, the author defines editing as one of the main cinematic techniques in fiction, analyzes episodes of V.E. Maksimov’s use of the editing technique in the novel in conjunction with other cinematic techniques – changing the plan, moving camera, flashback.

In the final part of the article, the author comes to the conclusion that, using the installation technique, V.E. Maksimov in the novel «Seven Days of Creation» achieves 1) the creation of the necessary dynamics, layering, allowing to consider the episode from different points of view and thereby very realistically present what is depicted, in particular, by changing plans and verbal economy; 2) compression and stretching of artistic time; 3) expansion of narrative space; 4) transmitting not only movement within the episode, its changes, but also the movement of the character, moving his point of view in space; 5) creating a situation of necessary emotional and aesthetic experience.

Keywords: «Seven Days of creation», V.E. Maksimov, literary cinematography, editing in fiction

For citation: Bodrov V.A. The use of cinematographic technique editing in the novel by V.E. Maksimov «Seven days of creation» // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 163–169.

Информация об авторе

Бодров В.А. – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

Bodrov V.A. – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 27.02.2024; одобрена после рецензирования 18.03.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 27.02.2024; approved after reviewing 18.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.