ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 50–55. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 50–55. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.033:37.035.6

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рания Геннадьевна Измайлова1, Владислав Романович Курицын2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1kafedra.pedfak@mail.ru , https://orcid.org/0000-0003-0713-0476
2asdisc01@mail.ru

Аннотация. Данная статья представляет высокую актуальность в современном обществе, где вопросы патриотизма и экологической ответственности становятся все более значимыми. В условиях усиливающегося воздействия человечества на окружающую среду и угроз изменения климата, акцент на формирование патриотических чувств через призму заботы о природе приобретает особую важность. Помимо этого, актуальность данной статьи связанна с возросшей необходимостью патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Научная новизна статьи заключается в обобщении отдельных примеров практического опыта по внедрению патриотического воспитания в обучение предмета «Экология» и выявлению основных форм организации образовательного процесса в данном контексте. В статье, помимо этого, рассматриваются факторы патриотического воспитания и их связь с экологическим образованием; основные федеральные законы и указы президента Российской Федерации, обращающие внимание на актуальность интеграции этих понятий. Выводом служит акцентирование внимания на необходимость комплексного воздействия на личность учащихся для достижения положительных результатов в развитии патриотизма через обучение экологии; в использовании разносторонних форм организации обучения, среди которых лидирующие позиции закрепляются за внеурочной деятельностью. Изложенный в данной статье материал служит ориентиром для дальнейших исследований и основой для разработки программ, направленных на сочетание патриотического воспитания и экологической осведомленности в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, экологическое обучение, патриотизм, внеурочная деятельность, гуманистическое образования

Для цитирования: Измайлова Р.Г., Курицын В.Р. Интеграция экологического и патриотического воспитания в современном образовании // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1.
С. 50–55.

Original article

INTEGRATION OF ENVIRONMENTAL AND PATRIOTIC EDUCATION IN MODERN EDUCATION

Rania G. Izmailova1, Vladislav R. Kuritsyn2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1kafedra.pedfak@mail.ru , https://orcid.org/0000-0003-0713-0476
2asdisc01@mail.ru

Abstract. This article is highly relevant in society, where issues of patriotism and environmental responsibility are becoming increasingly significant. In the face of humanity’s escalating impact on the environment and the threat of climate change, the emphasis on fostering patriotic sentiments through the lens of caring for nature takes on special importance. Additionally, the relevance of this article is linked to the growing need for patriotic education in educational institutions. The scientific novelty of the article is in summarizing individual examples of practical experience in integrating patriotic education into the teaching of the subject «Ecology» and identifying the key forms of organizing the educational process in this context. The article also considers the factors of patriotic education and their connection with environmental education, as well as the main federal laws and decrees of the President of the Russian Federation that highlight the relevance of integrating these concepts. In conclusion, it is  emphasized that in order to achieve positive results in the development of patriotism through environmental education, a comprehensive approach that uses various forms of educational organization, especially extracurricular activities, to influence students’ personalities is needed. The material presented in this article will guide further research and serve as a basis for developing programs aimed at combining patriotism education and environmental awareness in general education institutions.

Keywords: patriotic education, ecology education, patriotism, extracurricular activities, humanization of education

For citation: Izmailova R.G., Kuritsyn V.R. Integration of environmental and patriotic education in modern education // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 50–55.

Информация об авторах

Р.Г. Измайлова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

В.Р. Курицын –учитель МОУ СОШ № 11 г.о. Орехово-Зуево Московской области, аспирант Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

R.G.Izmailova– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

V.R.Kuritsyn – teacher of Municipal Educational Institution Secondary School No. 22, Orekhovo-Zuevo, Moscow region, a post-graduate student at State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 05.02.2024; одобрена после рецензирования 29.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 05.02.2024; approved after reviewing 29.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.