ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 124–129. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 124–129. ISSN 2500-350X (online)

УДК 376

ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Татьяна Васильевна Тимохина1, Ирина Анатольевна Ахметшина2

1,2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0003-1255-5073
2irinaleto79@bk.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-1316-3891

Аннотация. В статье рассмотрено инклюзивно ориентированное образование как одно из направлений в развитии современной педагогической науки и практики в России, которое успешно разрабатывается на кафедре теории и методики начального и дошкольного образования ГГТУ. Современной тенденцией в развитии инклюзивного образования является поиск новых форм, методов, способов взаимодействия с обучающимися. Проанализирована научная литература по теме. Представлены различные категории детей, имеющие особые адаптивные возможности. Обозначена необходимость учета в современном образовании самореализации каждого ребенка в окружающем социуме. Выявлены и охарактеризованы некоторые из адаптивных потребностей и возможности их реализации в условиях современного образования: связанные с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка; необходимостью ориентироваться на разный уровень сложности материала; распределение детей по однородным группам; потребность в специальном сопровождении и пр. Как и любое развивающееся направление в науке, инклюзивно ориентированное образование на настоящее время имеет множество проблем, нуждающихся в разрешении. В статье представлены специфика, направления развития, пути разрешения проблем современного инклюзивно ориентированного образования. Сделан вывод о большом потенциале развития данной темы.

Ключевые слова: инклюзивно ориентированное образование, ограниченные возможности здоровья, особые адаптивные потребности, педагогика, наука, практика, Российская Федерация

Для цитирования: Тимохина Т.В., Ахметшина И.А. Инклюзивно ориентированное образование как направление развития современной науки и практики // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 124-129.

Original Article

INCLUSIVELY ORIENTED EDUCATION AS A DIRECTION FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCE AND PRACTICE

Tatyana V. Timokhina1, Irina A. Akhmetshina2,

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1timohina.tv@mail.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0003-1255-5073
2irinaleto79@bk.ru, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0002-1316-3891

Abstract. The article considers inclusively oriented education as one of the directions in the development of modern pedagogical science and practice in Russia, which is being successfully developed at the Chair of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education of State University of Humanities and Technology. The current trend in the development of inclusive education is the search for new forms, methods, and ways of interacting with students. Scientific literature on the topic was analyzed. Various categories of children with special adaptive capabilities are presented. The need to take into account in modern education the self-realization of each child in the surrounding society is outlined. Some of the adaptive needs and the possibilities of their implementation in the conditions of modern education have been identified and characterized: those related to the age and individual characteristics of each child; the need to navigate different levels of complexity of the material; distribution of children into homogeneous groups; the need for special support, etc. Like any developing direction in science, inclusively oriented education currently has many problems that need to be resolved. The article presents the specifics, directions of development, and ways to resolve the problems of modern inclusively oriented education. It is concluded that there is great potential for the development of this topic.

Keywords: inclusively oriented education, disabilities, special adaptive needs, pedagogy, science, practice, the Russian Federation

For citation: Timokhina T.V., Akhmetshina I.A. Inclusively oriented education as a direction for the development of modern science and practice // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 124–129.

Информация об авторах

Т.В. Тимохина – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

И.А. Ахметшина – кандидат педагогических наук, заведующей кафедрой общей и социальной педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

T.V. Timokhina – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Theory and Methods of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

I.A. Akhmetshina – Ph.D. of Pedagogy, Head of the Chair of General and Social Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 13.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 13.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.