ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 112–118. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 112–118. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378:005

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Елена Владимировна Полякова1, Татьяна Валерьевна Горбунова2
1,2 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия,
1 polyakova4398@gmail.com
2 mishinatatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5725-4680

Аннотация. Управленческая компетентность является частью общей профессиональной компетентности педагога и предполагает владение совокупностью знаний, умений и навыков в области прогнозирования, планирования и управления. Ее следует рассматривать как целостную систему. С целью определения уровня сформированности управленческой компетентности мы выделили ряд критериев: стратегическое лидерство, социальное взаимодействие, планирование, самоуправление, командная работа, масштабность мышления, готовность к саморазвитию и такие лидерские качества как настойчивость и целеустремленность. В качестве диагностической методики взяли опросник С.В. Духновского «Лидер. Менеджер. Эксперт». В исследовании приняли участие студенты 3 курса психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», профили подготовки «Начальное образование и информатика» и «Начальное образование, родной (чувашский) язык и литература», в количестве 27 человек. На формирующем этапе эксперимента был реализован спецкурс «Формирование управленческой компетентности будущих педагогов», рассчитанный на 36 ч. (по 18 ч. лекционных и практических занятий), с использованием цифровых технологий и активных методов обучения. В статье представлены результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, которые свидетельствуют об эффективности данного спецкурса.

Ключевые слова: управленческая компетентность, лидерство, лидерские качества, социальное взаимодействие, планирование, самоуправление, командная работа, масштабность мышления, саморазвитие

Для цитирования: Полякова Е.В., Горбунова Т.В. Диагностика сформированности управленческой компетентности будущих педагогов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 112-118.

Original article 

DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Elena V.Polyakova1, Tatyana V. Gorbunova 2

1,2 I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
1 polyakova4398@gmail.com
2 mishinatatyana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5725-4680

Abstract. Managerial competence is an integral part of the professional competence of a teacher, assumes possession of certain knowledge, skills and abilities in the field of forecasting, planning and management. It should be considered as a complete system. In order to determine the level of formation of managerial competence, we have identified a number of criteria: strategic leadership, social interaction, planning, self-management, teamwork, scale of thinking, readiness for self-development and leadership qualities such as perseverance and purposefulness. We used the questionnaire by S.V. Dukhnovsky «Leader. Manager. Expert» as a diagnostic technique. The study involved students of the 3rd year of the Faculty of Psychology and Pedagogy in the direction of training 44.03.05 «Pedagogical education», training profiles «Primary education and computer science» and «Primary education, native (Chuvash) language and literature», in the number of 27 people. At the formative stage of the experiment, we implemented a special course «Formation of managerial competence of future teachers», designed for 36 hours (18 hours of lectures and practical classes), using digital technologies and active teaching methods. The article presents the results of the ascertaining and control stages of the experiment, which indicate the effectiveness of this special course.

Keywords: managerial competence, leadership, leadership qualities, social interaction, planning, self-management, teamwork, scale of thinking, self-development.

For citation: Polyakova Е.V., Gorbunova T.V. Diagnostics of the formation of managerial competence of future teachers // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 112–118.

Информацияобавторах

Е.В. Полякова – аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Т.В. Горбунова – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

Information about the authors

E.V. Polyakova – a postgraduate student of the Chair of Pedagogy and Рsychology, I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

T.V. Gorbunova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Primary Education, I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 22.05.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 22.05.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.