ДИАГНОСТИКА МОДАЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 62–69. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 62–69. ISSN 2500-350X (online)

 Научная статья
УДК 373.2

ДИАГНОСТИКА МОДАЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Алла Викторовна Леонова

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, leonova0806@mail.ru

Аннотация. В педагогике дошкольного образования особую актуальность приобретают вопросы организации развивающей образовательной среды с целью поддержки активности, самостоятельности и инициативы каждого ребенка. В статье проведен анализ модальности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с точки зрения ее качественных и содержательных параметров для развития детей дошкольного возраста.

Проведен анализ основных компонентов образовательной среды конкретного дошкольного учреждения, уточнены ее характеристики с позиций целевых установок обучения и воспитания детей. Посредством представленного диагностического инструментария, включающего систему параметров, можно провести системное описание и мониторинг образовательной среды. Суммарное заключение по текущим показателям укажет на текущее состояние развивающей среды по каждому типу деятельности, а также на проблемные точки для ее комплектации. 

Автор проводит концептуальное осмысление моделей образовательной среды и анализ ее структуры, который позволяет определить потенциальные возможности и «слабые места» дошкольного учреждения в проектировании оптимальной среды развития ребенка. Сделан акцент на том, что образовательная среда — это открытая система, которая может корректироваться и развиваться, дает возможность не только совершенствоваться, но и предупреждать возможные затруднения в организации индивидуального развития ребенка.

Ключевые слова: модальность развивающей образовательной среды, система педагогических условий, личностно-ориентированное взаимодействие, пространство развития ребенка

Для цитирования: Леонова А.В. Диагностика модальности развивающей образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1.
С. 62–69.

Original article 

DIAGNOSTICS OF THE MODALITY OF THE DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Alla V. Leonova

Altai State Pedagogical University, Barnaul city, leonova0806@mail.ru

Abstract. In the pedagogy of preschool education, the issues of organizing a developing educational environment in order to support the activity, independence and initiative of each child are of particular relevance. The article considers the issue of analyzing the modality of the educational environment of a preschool educational institution in terms of its qualitative and meaningful parameters of the conditions for the development of preschool children.

The analysis of the main components of the educational environment of a particular preschool institution is carried out, its characteristics are clarified from the standpoint of the target settings of teaching and upbringing children. By means of diagnostic tools, the system of studied parameters will allow to carry out its systematic description, to monitor the development of the educational environment. The summary conclusion on current indicators will indicate the current state of the developing environment for each type of activity, as well as indicate problem points for its configuration.

The author carries out a conceptual understanding of the models of the educational environment and analyzes its structure, which allows us to identify the potential and «weaknesses» of a preschool institution in designing an optimal environment for the development of a child. It is emphasized that the educational environment is an open system that can be adjusted and developed, it makes  possible not only to improve, but also to prevent possible difficulties in organizing the individual development of a child, child development as a goal of education.

Keywords: the modality of the developing educational environment, the system of pedagogical conditions, personality-oriented interaction, the space of child development, the vector of personality

For citation: Leonova A.V. Diagnostics of the modality of the developmental educational environment of a preschool educational organization // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 62–69.

Информация об авторе

А.В. Леонова – аспирант Алтайского государственного педагогического университета, заведующий МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239».

Information about the author

A.V. Leonova – a post-graduate student of Altai State Pedagogical University, Head of MBDOU CRR – «Kindergarten No. 239».

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 17.02.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 17.02.2024; accepted for publication 20.03.2024.