ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 77–83. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 77–83. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.017.4+37.035.6

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ольга Юрьевна Муллер

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Аннотация. В статье представлено исследование по проблеме гражданского воспитания молодежи. Цель данного исследования — рассмотреть сущность понятия «гражданское воспитание» как одного из основных факторов социализации студентов. Использование теоретических методов (анализ, синтез, сравнение, обобщение) указывает на проблему формирования гражданственности молодого поколения как одной из социально значимых государственных задач; эмпирический метод исследования (тестирование) позволил выявить проблемы в данном направлении с целью определения дальнейших мероприятий в вузе. Автор проанализировал сущность гражданского воспитания и ее роль в процессе социализации, сформулировал задачи, выявил механизмы социализации в аспекте гражданского воспитания с учетом возрастных этапов. В процессе проведения практических занятий в рамках дисциплины «Психология» студенты экспериментальной группы на практических занятиях выполняли задания, в основном предполагавшие решение социально-психологических ситуаций по теме гражданского воспитания, где они получали опыт гражданского действия. Полученные результаты свидетельствуют об эффективной роли гражданского воспитания в процессе социализации, заключающейся в повышении интереса к самообразованию (проявление познавательной активности), в приобщении к ценностям коллектива и различным аспектам межкультурного взаимодействия (социально-психологические аспекты гражданского воспитания).

Ключевые слова: гражданское воспитание, социализация, социально-психологические аспекты, студенты

Для цитирования: Муллер О.Ю. Гражданское воспитание как фактор социализации студентов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 77–83.

Original article

CIVIL EDUCATION AS THE FACTOR OF STUDENTS’ SOCIALIZATION

Olga Yu. Muller

Surgut State University, Surgut, Russia, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Abstract. The article presents a study on the problem of civic education of youth. The purpose of this study is to consider the essence of the concept of «civic education» as one of the main factors in the socialization of students. The use of theoretical methods (analysis, synthesis, comparison, generalization) points to the problem of developing citizenship in the younger generation as one of the socially significant government tasks. The empirical research method (testing) made it possible to identify problems in this area in order to determine further activities at the university. The author analyzed the essence of civic education and its role in the process of socialization, formulated tasks, identified the mechanisms of socialization in the aspect of civic education, taking into account age stages. In the process of conducting practical classes within the framework of the discipline «Psychology», students of the experimental group performed tasks during practical classes, which mainly involved solving socio-psychological situations on the topic of civic education, where they gained experience in civic action. The results obtained indicate the effective role of civic education in the process of socialization, which consists in increasing interest in self-education (manifestation of cognitive activity), in introducing the values of the team and various aspects of intercultural interaction (socio-psychological aspects of civic education).

Keywords: civic education, socialization, psychological and pedagogical aspects, students

For citation: Muller O.Yu. CIvil education as the factor of students’ socialization // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 1. P. 77–83.

Информация об авторе

О.Ю. Муллер– кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета.

Information about the author

O. Yu. Muller– Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Professional and Further Education, Surgut State University.

Статья поступила в редакцию 16.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 20.03.2024. 
The article was submitted 16.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 20.03.2024.