ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 102–111. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 102–111. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК [37.016:811.111]:004

ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Мария Викторовна Овчинникова1, Мария Вячеславовна Шурупова2

1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия,
1mvovchinnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3242-3492
2mar4878@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9806-4605

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования новых форм и технологий работы на уроках иностранного языка в старшей школе. Тенденция к гуманизации и индивидуализации образовательного процесса приводит к необходимости поиска новых технологий взаимодействия с учениками в ходе обучения иностранному языку в старшей школе. В связи с этим целью нашего исследования было выявить потенциальные возможности и условия использования информационно-коммуникационных технологий в качестве средства активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка в старших классах. Цель статьи состоит в том, чтобы доказать влияние информационно-коммуникационных технологий на эффективность проведения уроков иностранного языка в старших классах. В процессе исследования мы опирались на следующие методы: изучение и анализ корпуса работ по проблемам внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, анализ технических возможностей платформы ZOOM, тестирование, сравнение результатов обучения английскому языку в двух параллельных классах, метод статистического анализа для обработки результатов, полученных в ходе опытной части исследования. Согласно нашей гипотезе, уроки иностранного языка с применением информационно-коммуникационных технологий – эффективное средство развития языковой компетенции посредством совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников. ИКТ являются мощным педагогическим инструментом в руках учителя. Использование ИКТ при проведении уроков на платформе ZOOM не только сокращает время на понимание материала, но и усиливает эффект от использования различной наглядности.

Ключевые слова: английский язык, обучение, платформа ZOOM, индивидуализация обучения, старшие классы

Для цитирования: Овчинникова М.В., Шурупова М.В. Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшей школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 102-111.

Original article 

ISSUES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USE WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN SENIOR CLASSES

Mariia V. Ovchinnikova1,MariiaV. Shurupova2
1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,
1mvovchinnikova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3242-3492
2mar4878@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9806-4605

Abstract. The article deals with the use of new forms and technologies of work in foreign language lessons in senior classes. The trend towards humanization and individualization of the educational process leads to necessity to find new technologies for interaction with students in the course of teaching a foreign language in senior classes. According to that, the purpose of our study was to identify the potential opportunities and conditions for using information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of students in the process of learning a foreign language in senior classes. The purpose of the article is to prove the influence of information and communication technologies on the effectiveness of foreign language lessons in senior classes. In the course of the study, we relied on the following methods: studying and analyzing a body of work on the problems of introducing and using information and communication technologies in the educational process, analyzing the technical capabilities of the ZOOM platform, testing, comparing the results of teaching English in two parallel classes, a statistical analysis method for processing results obtained during the experimental part of the study. According to our hypothesis, foreign language classes with the use of information and communication technologies are an effective means of developing all, without exception, types of speech activity. ICT is a powerful pedagogical tool in the hands of the teacher. The use of ICT when conducting lessons on the ZOOM platform not only reduces the time to understand the material, but also enhances the effect of using various visualizations, senior classes.

Keywords: English, learning, ZOOM platform, individualization of learning, high school.

For citation: Ovchinnikova М.V., Shurupova М.V. Issues of information and communication technologies use while teaching foreign language in senior classes // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 102–111.

Информация об авторах

М.В. Овчинникова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и переводоведения Государственного гуманитарно-технологического университета.

М.В. Шурупова – кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и переводоведения Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.V. Ovchinnikova– Doctor of pedagogy, Associated Professor of the Chair of the English philology and translation, State University of Humanities and Technology.

M.V. Shurupova  Doctor of philology, Associated Professor of the Chair of the English philology and translation, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 30.05.2023; одобрена после рецензирования 25.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 30.05.2023; approved after reviewing 25.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.