ВОЗМОЖНОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 74–80. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 74–80. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК: 37.016:51

ВОЗМОЖНОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ирина Геннадьевна Калинина1, Наталья Михайловна Толкова2

1, 2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия
1 irina.fio@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0925-0658
2 nmtolkova@gmail.com,https://orcid.org/0000-0002-2492-8597

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития математических способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного метода – ментальной арифметики. Данная методика занимает главенствующую позицию в общем интеллектуальном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста как в России, так и за рубежом. Авторы анализируют возможности эффективного применения ментальной арифметики для развития математических способностей у детей дошкольного возраста, анализируя деятельность педагога, стимулирующего детей к развитию, создающего ситуацию успеха в процессе обучения ментальной арифметике. В статье подробно описаны и проанализированы методы и приемы, применяемые педагогом для успешной реализации данной методики и качественного овладения детьми дошкольного возраста наглядно-действенным мышлением, пространственными ориентациями, логическим мышлением, умением рассуждать и т.д. Для реализации направления развития математических способностей и обучения детей ментальному счету необходима долгая, серьёзная, кропотливая работа обучающихся и педагога. В статье представлены фрагменты непрерывной образовательной деятельности, в результате которой происходит развитие математического мышления дошкольников. Авторы приводят примеры образовательных заданий, направленных на познавательное развитие, в том числе, и для развития математических способностей дошкольников.

Ключевыеслова: математические способности детей дошкольного возраста, ментальная арифметика, соробан, абакус, игра, ментальный счет, развитие

Для цитирования: Калинина И.Г., Толкова Н.М. Возможности ментальной арифметики для развития математических способностей дошкольников // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 2. С. 74-80.

Original Article

THE POSSIBILITIES OF MENTAL ARITHMETIC FOR THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF PRESCHOOLERS

Irina G. Kalinina1, Natalia M. Tolkova2

1, 2 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia
1 irina.fio@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0925-0658
2 nmtolkova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2492-8597

Abstract. The article is devoted to the problem of developing the mathematical abilities of preschool children through an unconventional method – mental arithmetic. This technique occupies a leading position in the overall intellectual development of children of preschool and primary school age both in Russia and abroad. The authors analyze the possibilities of effective use of mental arithmetic for the development of mathematical abilities in preschool children, analyzing the activities of a teacher who stimulates children to develop, creating a situation of success in the process of teaching mental arithmetic. The article describes and analyzes in detail the methods and techniques used by the teacher for the successful implementation of this methodology and the qualitative mastery of preschool children with visual-effective thinking, spatial orientations, logical thinking, the ability to reason, etc. To implement the direction of development of mathematical abilities and teaching children mental counting, a long, serious, painstaking work of shoolchildren and a teacher is necessary. The article presents fragments of continuous educational activities, as a result of which the development of mathematical thinking of preschoolers occurs. The authors give examples of educational tasks aimed at cognitive development, including the development of mathematical abilities of preschoolers.

Keywords: mathematical abilities of preschool children, mental arithmetic, soroban, abacus, game, mental counting, development

For citation: Kalinina I.G., Tolkova N.M. The possibilities of mental arithmetic for the development of mathematical abilities of preschoolers // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 2. P. 74–80.

Информация об авторах

И.Г. Калинина – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики начального и дошкольного образования

Н.М. Толкова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования

Information about the authors

I.G. Kalinina – Ph.D. of Pedagogy, Head of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

N.M. Tolkova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 02.04.2023; принята к публикации 26.06.2023. 
The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 02.04.2023; accepted for publication 26.06.2023.